КОГДА ВРЕМЯ ТЕРЯЕТ СМЫСЛ: методические рекомендации по профилактике вредных привычек в библиотеках

Многие люди, начинающие вести здоровый образ жизни, неизменно сталкиваются с вопросом о вредных привычках и начинают задумываться о том, как построить свою жизнь без них или, по крайней мере, свести их до минимума. Вспомните, как Маленький Принц безжалостно выкорчёвывал баобабы на своей планете: «...если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой.

Он пронижет её насквозь своими корнями. И, если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки». Баобаб и есть персонификация как вредных привычек, так и всего зла в книге Экзюпери. Поэтому разговор о вредных привычках — это также  разговор о природе зла и его выражении в физическом пространстве.

Меняются времена, меняется человечество. Но наши вредные привычки – курение, алкоголизм – мы упорно тащим за собой из века в век. Более того, приобретаем новые, такие как наркомания. Все прекрасно осведомлены о последствиях и, тем не менее, множество людей бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за собой других, не оставляя шансов будущим поколениям.

Дать предостерегающую информацию и уберечь от беды подрастающее поколение, эта задача  ложится на плечи семьи, школы, учреждений культуры. В этой связи в последние годы заметно возросла востребованность библиотек как центров пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Основными и самыми главными, наносящими существенный вред здоровью человека, были и остаются алкоголизм, курение  и наркомания. Чем же привлекают ребят, молодежь столь пагубные привязанности? 

Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми, а ещё они являются следствием слабой воли человека и неправильного воспитания. 

Все знают о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. В чем же ценность здорового образа… Здоровый образ жизни — это мировоззрение, определённая система ценностей, направленная на поддержание, развитие и сохранение духовного и физического здоровья; то есть установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное.

Хорошее здоровье — важнейшее условие правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. У здорового человека быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, связанные с учёбой, трудом, межличностным общением.

В работе с подростками следует учитывать все три составляющих понятия «здоровье» с учётом их возрастных особенностей.

Что может сделать библиотека как информационное учреждение по формированию здорового образа жизни детей и подростков? Это может быть:

- создание информационных (в т.ч. электронных) баз данных о здоровье и здоровом образе жизни, спорте;

- содействие формированию у детей и подростков понятия ценности здоровья и жизни, мотивации и потребности в занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;

- проведение профилактических мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками, асоциальному поведению подростков;

- оказание информационной помощи семье в профилактике вредных привычек у детей;

- заключение партнёрских связей с учреждениями, занимающимися пропагандой ЗОЖ, профилактикой и искоренением вредных привычек у детей и подростков.

Поэтому работу библиотеки по формированию здорового образа жизни условно можно разделить на два этапа, в котором первый — это сбор, обработка и хранение информации, а второй — непосредственное доведение накопленной информации до читателя (пользователя).

К отмечаемым ежегодно знаменательным и памятным датам - Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта) и Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (26 июня), Всемирному дню здоровья (7 апреля), Всемирному дню без табака (31 мая), Международному дню отказа от курения (17 ноября), Международному дню памяти жертв СПИДа (3-е воскресенье мая), Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря) - можно приурочить проведение крупных массовых мероприятий. К этим датам в библиотеке следует оформить выставки-предупреждения, провести тематические обзоры литературы, уроки-обсуждения, диалоги, проблемные разговоры, устные журналы, часы полезной информации и так далее по темам: «Есть выбор: жизнь без табака» (…без наркотиков), «Свободное падение», «Коварные граммы дурмана», «Искусственный рай», «Помни о будущем!», «Подари себе здоровье», «Наркомания и СПИД – роковой дуэт», «Если курит человек, то коротким будет век», «Молодое поколение на игле - будущее страны во мгле», «Спасибо - НЕТ!», «Косая жизнь: разговор начистоту», «Страшная плата за краткий миг радости», «Коварство зеленого змия» (алкоголь), «Жить и не стать следующим». Можно оформить выставку-диалог  «Запрет не решает проблемы», «Сто вопросов самому себе», выставку-вопрос «Наркотик… стоит ли ему доверять?», «Личное дело?», «Станешь ли ты долгожителем?», «Задумайся, что ждёт тебя впереди» и т.п.

В библиотеках молодёжь могут заинтересовать такие формы книжных выставок, как: выставка-размышление «Я и мир вокруг меня», выставки-советы: «Выбери жизнь», «Остановись и подумай», «Не оступись», «Не привыкай к плохому»; выставки-альтернативы: «Выбор в пользу жизни», «Спорт ─ твой друг», «Новое поколение выбирает здоровье», «Сделай выбор в пользу здоровья», «Спорт  и  я –  мой выбор навсегда», «От книги – к знанию, от знания – к нравственной личности», «Секрет вашего здоровья»; выставки-информации: «Здоровый образ жизни», «Что губит нас», «Маленькие слабости – ответственность большая»; выставка-реклама «Чтоб расти нам сильней»; выставка-экспозиция «Спортивная гордость Беларуси», «Семейная спартакиада», «Беларусь олимпийская», «Спортивные достижения земляков» и т. д.

«Три шага на дно» такой может быть выставка в библиотеке для молодежи, и о молодежи. Как суметь сказать «Нет!»? Как использовать  свободное время? С кем общаться? Как быть в ладу с законом? Что делать, чтобы время не потеряло смысл? Ответом на эти вопросы могут стать  книги и периодические издания, представленные на выставке.

Привлечение к проведению мероприятий сотрудников медицинских и спортивных учреждений (наркологов, психологов, спортсменов, тренеров и др.) поможет сделать их более интересными и запоминающимися. Однако  необходимо избегать нравоучительности и назидательности в выступлениях взрослых, допустим лишь диалог, где каждый вправе высказать своё мнение, которое будет услышано. Часто гостями библиотек бывают и родители, небезучастные к судьбе своих детей. Для них рекомендуем проводить встречи со специалистами, беседы и т.д. Например, в библиотеке можно организовать встречу родителей с психологом  школы  «Не  допустите  беды»,  которая познакомит родителей с особенностями подростковой психологии, межличностного общения. Совместно с медработником рекомендуем провести встречу родителей «Вредные привычки наших детей», во время которой  врач объяснит, какие способы борьбы с этими привычками существуют в настоящее время; провести круглый стол для родителей: «Это должен знать каждый родитель». Темой круглого стола может стать обсуждение проблемы употребления алкоголя, наркотиков, курения среди подростков. В обсуждении могут принять участие педагоги-психологи, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних, врач-нарколог.

Работа  библиотеки по формированию навыков здорового образа жизни у детей и подростков не может ограничиваться разовыми мероприятиями, а должна представлять собой определённую систему. Поэтому необходимо разработать целевую комплексную программу, рассчитанную на длительный период (от 1-го года и более), в которой учесть все аспекты работы по теме: это и знакомство с основами медицины, и популяризация здорового образа жизни, и борьба с вредными привычками, и профилактика табакокурения, токсикомании, алкоголизма, наркомании. Названия программ: «Будь здоров!»,  «Молодежь на волне здоровья», «К здоровью наперегонки», «Быть молодым — быть здоровым!», «Быть здоровым — быть успешным!», «Твори свое здоровье сам», «Слагаемые здоровья».

Работу по воспитанию культуры и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек необходимо начинать с самыми юными читателями — дошкольниками и учащимися младших классов. Важно, чтобы с самого раннего возраста у ребёнка формировалось понятие о здоровом образе жизни, чтобы он понимал, почему необходимо самому заботиться о своем здоровье и как это делать. Формы и методы проведения мероприятий необходимо выбирать с учётом возрастных особенностей этой категории читателей. Это могут быть: игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью»; цикл бесед «Хорошо это или плохо?», опираясь в качестве примеров на образы известных литературных персонажей; громкие «чтения с остановками» и обсуждения книг; конкурсы рисунков и чтецов; викторины; игры-путешествия; праздники на эти темы.

Уроки в Школе здоровья постройте в виде путешествия по Планете Здоровья, где ребята будут посещать одну страну за другой (переходить от одной темы к другой), собирая своеобразные ключи здоровья: страны Аква, Гигия,  Витаминная, страна Олимпиоников, море Вдохновения и Хорошего настроения, океан Любви, болото Вредных привычек и Болезней. Так, в стране Аква (Вода) ребят встретит фея Капелька, которая расскажет им о воде и её свойствах, о значении воды в жизни человека и т.д. В стране Гигии, где живёт фея Гигиена, ребята узнают об основных правилах гигиены и как им следовать... В стране Олимпиоников их ждут удивительные открытия из мира физической культуры и спорта вместе с «царственными особами» - Физкультурой (Гимнастикой) и Спортом (или принцами Турниром и Марафоном). С феей Улыбкой, принцем Досугом, гномом Отдыхайкой, ребята, путешествуя по морю Вдохновения и Хорошего настроения, научатся, как с пользой организовать и проводить своё свободное время. Пересекая страны и континенты Планеты Здоровья, можно попасть в неизведанные земли - болото Вредных привычек и Болезней, где ребят с большим нетерпением будут ждать вреднюги-пираты: Прилипала, Боль, Тошнота, Нехочуха, Вирус, Вредина, Инфекция и др.

На занятиях по теме «Вредные привычки», кроме рассказа о вреде табака и алкоголя следует остановиться и на таких «новых» вредных привычках, как зависимость от телевидения и компьютера (игромания), мобильного телефона.

Определённым итогом работы Школы здоровья для  читателей  дошкольного и младшего школьного возраста может стать — праздник чистоты и здоровья «С Гигиеной подружись — будешь чистым ты всю жизнь!», игра-путешествие «В гостях у королевы Зубной Щётки» (по книге В. Коростылёва «Королева Зубная Щётка»), семейный День здоровья «Мама, папа, я — спортивная семья!» Ролевые игры имеют ярко выраженный личностный подход, где каждый участник активно вовлечен в игру.

В этих мероприятиях ребята покажут все приобретённые ими навыки здорового образа жизни.

В работе с читателями среднего и старшего школьного возраста по формированию культуры здорового образа жизни и профилактике вредных привычек необходимо выделить такие темы, как: «Здоровые потребности и потребность в здоровье», «Здоровье как мудрость и мера жизни». Это:

- беседы («Здоровым будешь — всё добудешь»; «Без особого труда, но не детская еда» (о вредных и опасных продуктах питания, пищевых добавках), «Если разум не одобряет» - о табаке, алкоголе, наркотиках;

-  книжные выставки: «Право на здоровье», «Не сломай свою судьбу», «Знать, чтобы жить» - о табаке, алкоголе, наркотиках, СПИДе;

- обзоры литературы, диспуты, круглые столы: «Счастливое или ужасное завтра», «Твоя формула здоровья», «Горькая мода на яд»;

- обсуждения книг: «...это мучение, а не жизнь» (М.Булгаков «Морфий», любое издание); 

- тренинги: «Хочешь быть здоровым — будь им», «Умей сказать — нет, или Как отказать и не потерять друзей», «Спасибо, не курю»;

- нравственный урок, урок-размышление: «Слово, которое калечит...» (о нецензурной лексике, разрушающей здоровье); «Главная ценность — жизнь человека», «Драгоценное и бесценное» - о том, как нужно жить, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.

«Душа обязана трудиться, или Литература учит» - это ещё одно направление деятельности библиотеки по формированию ценностей здоровья, профилактики наркомании, алкоголизма, нравственной распущенности средствами художественной литературы. Ведь в русской культуре именно литература была и остаётся одним из источников духовного здоровья нации, её здорового образа жизни. Также популярны в информационно-профилактической работе диалоговые формы мероприятий. Например, час компетентного мнения, беседа-диалог, беседа-диспут, спор-беседа, обзор-размышление, час-размышление и т.п.  Предлагаемые названия для мероприятий таких форм: «Уж сколько их упало в эту бездну» (о знаменитых людях, которые погибли из-за пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам), «Диагноз горя - наркотики», «Барьер наркозависимости: страх и надежда», «Пивной алкоголизм - ворота к пьянству», «Доза маленькая - беда большая», «Компьютерные игры: «за» или «против» здоровья» и др.

Эти мероприятия дают уникальную возможность посредством художественных образов наиболее ярко запечатлеть в сознании читателей категории добра, чести, справедливости, милосердия, долга, любви, верности.  

В форме урока химии можно провести библиочас «Этот безвредный напиток пиво», это будет необычно для библиотекарей и забавно для старшеклассников. Рассмотренные опыты влияния алкоголя на кровь, видеозарисовки, рекомендация книг и статей для прочтения по данной теме помогут развеять миф о безвредности пива. 

Наркотик – это неизвестный, запретный мир и, как всё незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. Этими словами можно начать дискуссионный час «В чем жизни смысл?» для старшеклассников. Рассказ должен стать своеобразным предупреждением для ребят в совершении необдуманного поступка и поводом подискутировать на тему «В чем же смысл жизни молодого поколения?». 

Не менее интересными для подростков могут быть следующие мероприятия: ролевая игра «Здоровье для тела, что мудрость для души», круглый стол "Хочу быть здоровым", философский стол «Здоровье нации – это здоровье каждого человека», конкурс плакатов «Мое здоровье + мои привычки = моя жизнь?!», дискуссия «Сигарета: за и против», ролевая игра «А стоит ли так жить?», воспитательный час «Правда и ложь об алкоголе», устный журнал «Женщина и сигарета» и т.д.

Одно из основных направлений профилактики вредных привычек - пропаганда здорового образа  жизни. Необходимо заострить внимание ребят на альтернативе табаку, алкоголю и наркотикам: можно заниматься любимым делом, спортом, творчеством, наконец, просто общаться с  друзьями. Библиотекари  должны показать, какой насыщенной, интересной, яркой может быть жизнь, в которой нет места табаку, алкоголю и наркотикам.

Большую опасность для здоровья несовершеннолетних представляет употребление ненормативной лексики. Это угроза здоровью не только психическому, но и физическому. По данным эксперимента, проведённого в Институте квантовой генетики, учёные пришли к следующему выводу: при постоянном употреблении бранных слов в организме человека вырабатывается «отрицательная программа», которая со временем видоизменяет структуру молекул ДНК, и это передаётся потомкам. Бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству.

Нельзя упускать из виду просветительскую работу с родителями, т.к. результаты социологических исследований говорят о том, что многие причины обращения подростков и молодёжи к пагубным пристрастиям кроются в семейных проблемах. Поэтому  особое внимание родителей следует обратить на причины, повлекшие употребление алкоголя, курение, наркотики, которые сложно и тесно связаны с семейно-психологическими, социальными факторами, формирующими личность человека. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспективы и идеалов - всё это толкает молодёжь к вредным привычкам. И библиотечным работникам, и родителям следует помнить, что подростки в силу психологических особенностей лучше воспринимают наглядные формы информации - плакаты, фильмы, телепередачи.

Самое важное в воспитательной работе библиотек – духовно пробудить ребёнка, подростка, воспитать личность, перед которой будут бессильны все соблазны и искушения современных пороков.

Бороться со своими вредными привычками нелегко, ведь борьба с самим собой – дело сложное. Если вы осознали, что табак и алкоголь вредят вашей жизни и жизни окружающих людей, то приложите все усилия чтобы справиться с этой пагубной зависимостью. Читайте литературу, смотрите передачи, обращайтесь к специалистам и вы обязательно найдете метод и справитесь с этой задачей. Искоренить вредные привычки взрослых сложнее, чем привычки подростков. Подростки легче воспринимают и усваивают информацию. Отказ от вредных привычек – это показатель силы воли, независимости, сильного характера личности.

Лучший способ избавиться от нездоровой привычки — заменить ее хорошей. Как только появится желание выкурить сигарету, необходимо постараться отвлечься, выполнив 30 отжиманий от пола или почистив зубы. 

Здоровый образ жизни, самосовершенствование и самообразование, жизненная активность, культура, спорт ─ вот тот необходимый минимум, который формирует современного человека и человека завтрашнего  дня,   все это  слагаемые  активного  и здорового образа жизни, а значит, это и есть истинные друзья здоровья. А если ты здоров, то и в жизни у тебя всё будет здорово!

Приложение

КАК ПОБЕДИТЬ ДРАКОНА, ИЛИ УДЕРЖИСЬ ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ!

Примерный план интеллектуальной игры по профилактике вредных привычек у подростков. 

Мероприятие направлено на то, чтобы вызвать у подростков интерес к собственной личности, а также научиться сопротивляться давлению сверстников.

Оформление: на листе ватмана нарисовать шестиглавого дракона, на каждой голове написать название вредной привычки: алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, сквернословие, игромания.


Оборудование: тетрадные листы для участников теста, сопровождающая презентация.

Ведущий. Что бы вы сделали, ребята, если бы вам попался дракон с шестью головами? (Дети отвечают, что убежали бы, бросили бы в дракона песком, застрелили бы и т. п.)

А вот представьте себе, что есть такие люди, которые с радостью лезут прямо в пасть этого дракона - только хруст стоит от того, как перемалывает человеческие жизни страшное чудовище. Некоторые думают, что сумеют выскочить из пасти дракона, но, оказывается, что они переоценили свои силы и их ждет погибель. А вот и портрет этого чудовища. Каждая голова у него имеет свое имя:

- Токсикомания.

- Наркомания.

- Курение.

- Алкоголь.

- Игромания.

- Сквернословие.

Каждая голова - это вредная привычка, которая превращается в смертельно опасную болезнь. Мы попросили врачей рассказать нам об этих вредных привычках (можно пригласить мед.работника, а можно поручить участникам мероприятия по очереди  рассказать о вредных привычках).

II. Информационный блок «Врачи - о вредных привычках»

Токсикомания.

Это не просто  вредные,  но и  очень  опасные привычки. «Мания» - это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» с латыни так и переводится как «мания к яду» (токсин - значит яд). Эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления. Очень быстро появляется привыкание, наступают изменения в психике, но главное - разрушается здоровье человека, так как яды постепенно накапливаются в организме.

Наркомания.

Наркотики – отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить, и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть. Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь. Наркомания действует своими ядами сильно и быстро – буквально с первого раза человек может стать наркоманом! У человека появляются галлюцинации, кошмары. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление. У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.

Алкоголизм.

Еще одна вредная привычка  пьянство очень быстро перерастает в манию – алкоголизм. Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни людей. Это тоже яд, он нарушает работу всех внутренних органов. Пьяный человек –  зрелище отталкивающее.

Но алкоголику безразлично мнение окружающих, он теряет человеческий облик и становится рабом своей вредной привычки. От алкоголизма страдают не только сами пьяницы, но и близкие им люди: матери, жены, дети. Огромное количество преступлений совершается на почве пьянства, разрушаются многие семьи, ломаются судьбы.

Курение.

Курение – это зависимость от наркотика, имя которому никотин. По своей ядовитости никотин равен синильной кислоте – смертельному яду. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Ученые подсчитали, что курильщик сокращает свою жизнь в среднем на 10 лет. Научно доказано, что курение вызывает 25 заболеваний. У курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы. От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.

Игромания.

Эта вредная привычка начинается безобидно – игровые автоматы, компьютерные игры, карты, рулетка. А    может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых.  Даже благоразумные старушки становятся игроманками и заканчивают свою жизнь в голоде и нищете.

Сквернословие.

Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка - сквернословие - очень опасна для здоровья человека. Причем вредно не только говорить, но и слушать нецензурные слова. Ученые провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние таких слов ученые сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Ученые установили, что нецензурные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека.

II. Интерактивная беседа «Что толкает людей в пасть дракона?»

Ведущий.  Вот такие шесть голов у дракона. Одна другой страшнее!

- Давайте вспомним, какая вредная привычка может появиться буквально с одного раза? Ответы участников мероприятия  (Наркомания.)

- А какая вредная привычка несет программу самоликвидации всех потомков человека? (Сквернословие.)

- От какой вредной привычки появляются 25 болезней? (Курение.)

- Какие вредные привычки отравляют человека, разрушают его организм? (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм.)

- Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями, смертью. (Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм, игромания.)

Ведущий. И сто, и тысячу лет назад были люди, которые попадали в плен к вредным привычкам. И бесследно исчезали в пасти страшного дракона. Но сказочные времена давно прошли. За окном XXI век и столько интересного вокруг: спорт, кино, музыка, природа, книги, верные и хорошие друзья. Но сидит где-то на грязном, заросшем бурьяном пустыре вот такое шестиглавое чудовище и дожидается очередной жертвы.

Как вы считаете, почему же люди попадают в пасть этого дракона? Почему они становятся рабами вредных привычек?

Примерные ответы детей:

- Их тянет любопытство, желание все попробовать и испытать.

- Их родители были рабами тех же самых привычек, они и детей втянули.

- Для общения,  если вся компания это делает, то и тебе не страшно.

- Чтобы казаться современным, крутым, сильным.

- Чтобы показать, что ты уже взрослый и сам можешь делать со своим здоровьем все, что хочешь.

- Потому что ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.

- Просто слабохарактерность - попадают в плохую компанию и втягиваются.

Ведущий. Да, ученые назвали именно такие причины приобщения людей к вредным привычкам: любопытство, влияние родителей, снятие напряжения, слабохарактерность, желание подражать героям кино и телевидения рекламы. А как же не попасть в пасть дракону? Ведь большинство людей не курит, не пьет, не употребляет наркотики, не сквернословит. Что нужно делать, чтобы устоять?

Примерные ответы детей:

- Нужно заниматься спортом, музыкой, танцами - чем-то интересным.

- Нужно добиваться в чем-то успеха, чтобы уважать самого себя.

- Нужно просто уважать себя, ценить свое человеческое достоинство.

- Нужно иметь свое мнение, не поддаваться плохому влиянию.

- Нужно уметь отказываться, когда тебе предлагают попробовать что-то плохое.

- Нужно выбирать друзей, общаться только с теми, кому ты доверяешь.

IV. Тест «Сможешь ли ты устоять?»

Ведущий.  Надеюсь, что никто из вас не попадет в пасть шестиглавого дракона и не станет очередной жертвой страшной «мании». Как вы думаете, сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам, устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы. Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ «да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

Ведущий читает вопросы. Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».

1. Любишь ли ты смотреть телевизор?

2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?

3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?

4. Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?

5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?

6. Любишь ли ты уроки физкультуры?

7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?

8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?

9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?

10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?

Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да». За каждый такой ответ вам положено 5 баллов, значит, умножьте полученное число на 5. Что у вас получилось?

0-20 баллов – вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди, вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам. Получается, что если вам кто-либо предложит «побалдеть» от какой-либо дряни, то вы легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20-40 баллов - ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат «немного кайфа», вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов именно так и начинали. Рекомендуем быть настороже - слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

40-50 баллов - вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид «кайфа» вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы, слабаков - не так уж и много. Вам грозит беда.

V. Проблемные ситуации. «Умей сказать "нет"»

Ведущий. Те, кто уже попал в пасть дракона, могут оттуда уже и не выбраться. Давайте поговорим о том, как туда не попасть. Психологи утверждают, что самое лучшее - это научиться говорить «нет». Предлагаю вам оценить ситуации, в которых оказались ваши друзья. Все они по-разному сумели отказаться от назойливых предложений. Может быть, вы смогли бы это сделать еще успешнее? (Подростки делятся на 4 группы, и выбирают одну из четырёх ситуаций: «Токсикомания», «Алкоголь», «Наркомания», «Курение». Каждой группе предлагается смоделировать ситуацию, когда кто-то предлагает попробовать сигареты, алкоголь, наркотики или понюхать клей, а вам нужно вежливо, но твёрдо отказаться. Каждая группа представляет свой диалог, а затем выслушивается мнение учащихся по каждой ситуации.)

Послушайте первый диалог. Мы его назвали «Не нюхай клей - и будешь умней».

Выходят 2 участника, читают или разыгрывают диалог.

Ученик 1. Пойдем с пацанами мультики в подвале посмотрим...

Ученик 2. Какие еще мультики в подвале?

Ученик 1. Ну, клею понюхаешь и увидишь!

Ученик 2. Нет, мне это не интересно, я мультики уже не смотрю.

Ученик 1. Да каждый увидит то, что ему интересно!

Ученик 2. Мне интересно футбол посмотреть.

Ученик 1. Ну так футбол увидишь!

Ученик 2. Так я его на стадионе или по телеку увижу! Зачем мне твой подвал?

Ученик 1. Да что ты понимаешь? Там и девчонки будут!

Ученик 2. О! как раз напомнил! Я же на свидание опаздываю! Пока!

Как вы считаете, правильно ли сделал (имя), что отказался от назойливого приглашения? Как бы вы вели себя в подобной ситуации?

Дети высказываются.

Разыгрывают второй диалог, который называется «С водкой дружить - здоровье сгубить». 

Ученик 1. Гони деньги, пацаны за водкой сбегают, нужно 23 февраля отметить.

Ученик 2. Нет у меня денег!

Ученик 1.Ну я тебе займу, потом отдашь.

Ученик 2. Да нет, у меня правило: никогда не брать взаймы.

Ученик 1. Ладно, мы тебя угостим, раз ты такой бедный.

Ученик 2. Я не бедный. Просто пить не хочу.

Ученик 1. Ну, так посидишь, за компанию.

Ученик 2. За компанию ни пить, ни сидеть не хочу.

Ученик 1. Так ты что, откалываешься от коллектива?

Ученик 2. Нет, просто мне это неинтересно.

Вот так удалось (имя) отбиться от сомнительного предложения. Одобряете ли вы его поведение? Что бы вы сказали в подобной ситуации?

Дети высказываются.

Третий диалог мы назвали «Внимание - берегись наркомании!»

Ученик 1. Хочешь улететь далеко-далеко? Могу дать колесо (таблетку). Сразу забудешь обо всех проблемах.

Ученик 2. Нет, я со своими проблемами и без колес справлюсь.

Ученик 1. Даже Рональдо, и тот колеса глотал!

Ученик 2. Ну и пусть глотает, я же не попугай, чтоб за ним все повторять!

Ученик1. Так ты ж кайф поймаешь!

Ученик 2. Мне и без кайфа неплохо.

Ученик 1. Я считаю, что в жизни все нужно испытать!

Ученик 2. А я так не считаю.

Ученик 1. Все, кто колеса попробовал, не жалеют.

Ученик 2. А я не жалею, что не пробовал.

Мне кажется, (имя) вел себя правильно. Сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Что бы вы говорили в ответ на такие предложения?

Дети высказываются.

И наконец, разыгрывается четвертый диалог, который называется «Сигарета - не конфета!»

Ученик 1. Я сегодня пачку «Мальборо» на спор выиграл. Курить будешь?

Ученик 2. Нет, я не курю.

Ученик 1. Сейчас же все курят! Ты что, не крутой?

Ученик 2. Значит, не крутой.

Ученик 1. А-а, ты здоровье бережешь, хочешь, чтоб все вокруг были больные, а ты один здоровый. Да?

Ну, уж в подобной ситуации приходилась бывать каждому. Как вы считаете, (имя) вел себя правильно? Как бы вы действовали на его месте?

Дети высказываются.

Ребята, многие вредные привычки часто начинаются с подобных невинных предложений. Мнимые друзья под видом развлечения затягивают слабых духом людей в пасть дракона. Очень важно в этом случае правильно оценить ситуацию и сказать твердое и решительное «нет». Я очень рада за ребят, которым удалось отстоять себя и не поддаться на уговоры. Умение сказать «нет» всегда пригодится, когда вас будут заставлять или упрашивать сделать то, чего вы не хотите. Посмотрите, что в таких ситуациях советуют специалисты:

Это сложное слово "НЕТ"

"Словесное дзюдо", помогающее противостоять групповому давлению и критике.

Если Вас уговаривают попробовать наркотики:

1. Выслушайте оппонентов, покажите, что Вы слышите их аргументы, задайте как можно больше вопросов и все равно говорите четкое НЕТ.

2. Не пытайтесь придумать "уважительные" причины и оправдываться. Это только раззадорит группу и вызовет шквал оскорблений.

3. Откажитесь продолжать разговор на эту тему и попробуйте предложить альтернативный вариант.

Если Ваше твердое НЕТ вызвало реальную атаку критики:

1. Не концентрируйтесь на сказанном в Ваш адрес в запале гнева. Основная ошибка - это желание защитить себя от любых несправедливых нападок. Помните, что каждая попытка защитить себя в подобной ситуации будет только разогревать пыл противника.

2. Убедите себя в том, что никто не может оценивать личное достоинство других, можно судить только о делах окружающих. Критика Ваших личных качеств является неправомерной.

3. Помните, что неодобрение не может быть постоянным. Споры - это часть жизни. Если один человек критикует другого, он вовсе не подразумевает его бесполезности.

Умелое применение этих правил, Ваше четкое и уверенное НЕТ приему наркотиков и, есть истинное проявление независимости и позиции взрослого человека. Люди, не боящиеся сказать НЕТ, уверенные в себе, ценятся обществом значительно больше.

Ведущий. Мы сегодня говорили о вредных привычках, которые убивают человека.

Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:

- не скучать, найти себе занятие по душе;

- узнавать мир и интересных людей;

- ни в коем случае не пробовать спиртное и наркотики.

Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы - настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».

Ребятам  предлагается оторвать головы дракона, помещённого на доске, головы которого символизируют вредные привычки.

По материалам Интернета:

https://infourok.ru/klassniy-chas-kak-pobedit-drakona-ili-uderzhis-ot-vrednoy-privichki-1424620.html


День независимости от вредных привычек: акция

Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня с нами! Человек, приобщаясь к вредным привычкам, иногда забывает о своем здоровье. И, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье, когда его теряем.   Сегодня мы проводим акцию «День независимости от вредных привычек», а в рамках ее конкурсную программу, и собравшихся просим разделиться на 2 команды.

 Первый наш конкурс называется «Реклама».

Нужно нарисовать такую этикетку или придумать слоган на бутылку или пачку сигарет, чтобы увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.

Очень часто нам в жизни приходится сталкиваться с различными проблемами. Кто-то умеет находить решения без отрицательных воздействий для себя, а кто-то оказывается в их плену, прибегая к неразумным поступкам. Вы, наверное, не раз слышали фразу «Запретный плод сладок». И иногда в жизни наступает момент сказать нет, отказаться от какого-либо предложения.

Конкурс «Скажи «Нет!»

Антон, возвращаясь поздно вечером с тренировки, встретил компанию своих знакомых, являющихся неформальными лидерами во дворе, к тому же они были навеселе. Завязывается беседа, во время которой Антону настойчиво  предлагают пойти с ними и выпить за компанию. Антон не соглашается, понимая, к чему это может привести.

Задача команд: В течение 1-й минуты подумать и найти способ бесконфликтного выхода из ситуации. Вы должны так аргументировать свой ответ, чтобы стало понятно, что вы никогда не согласитесь. Как вы должны поступить, что сказать, чтобы не навредить себе.

Ответы участников.

Ну, а мы движемся дальше. Как это не печально, но следующая информация имеет место быть в действительности. 

«Алкоголь», «курение», «наркомания» - эти слова известны каждому взрослому, подростку и даже ребенку. Проблема состоит в том, что к ним прибегают очень молодые люди, которые порой еще не осознают, какой вред может нанести это здоровью. Мы должны твердо сказать вредным привычкам «Нет», а здоровью «да». А сейчас хотелось бы спросить, чтобы вы могли противопоставить вредным привычкам. (Ответы детей). Да, один из способов – это занятие спортом. И мы переходим к поэтическому конкурсу. Каждой команде будет предложено 4 слова и за 3 минуты, вы должны, используя эти слова, сочинить четверостишие о здоровом образе жизни.

        1.Зарядка, в порядке, зовет, вперед.

        2.Утро, бодро, живем, поем.

Ну, а теперь мы прослушаем ваши поэтические творения.

Следующий конкурс «Дави на ЗОЖ». Вам нужно подготовить обращение к своим сверстникам с призывом вести здоровый образ жизни. На это вам дается 3 минуты.

Следующий конкурс будет активным и называется он «Привычка». Нужно добежать до стола вашей команды, вытянуть лист из конверта, на листе бумаги написана привычка, а вы должны определить какая: полезная или вредная. Положить лист в тарелку «Полезные привычки» или «Вредные привычки».

Полезные: спорт. Правильное питание, мыть руки после улицы/перед едой, чистить зубы 2 раза в день, класть вещи на свои места.

Вредные: курение, игромания, алкоголь, сквернословие, наркомания.

И последнее задание – за 5 минут вы должны создать мини-коллаж здорового человека. А также назвать как можно больше качеств, присущих  человеку, ведущему здоровый образ жизни.

Огромное спасибо за активное участие в акции. Мы надеемся, что каждый из вас сделал свой выбор, и теперь уверенно может сказать здоровью «да», а вредным привычкам «нет». Будем ли мы здоровы или нет, целиком зависит от нас  с вами.

В конце мероприятия - раздача памяток «Мы выбираем свое будущее сами»

Методические рекомендации подготовила:

методист I категории отдела библиотечного маркетинга

Жанна Леонидовна Федуро. 

Последние новости

Июль
12:05

Июль
11:04

Июль
09:00