На параллельных дорогах прав и обязанностей: методические рекомендации по формированию правовой культуры молодёжи средствами библиотечной работы

Еще Бальзак говорил: «Ничто мы так плохо не знаем, как то, что должен знать каждый – закон». Высказывание писателя, как никогда, характеризует день сегодняшний. 

Правовая культура – эта та материальная и духовная основа, без которой невозможно формирование правового государства, инновационное развитие общества.

В системе правового просвещения населения библиотеки занимают особое место, постоянно совершенствуя свою деятельность. Главная задача библиотек – повышение уровня правовой грамотности населения. С целью ее осуществления  библиотеки ведут  работу по следующим направлениям:

- создание системы содействия правовому просвещению, повышению гражданской активности и правовой культуры всех слоев населения;

- взаимодействие библиотеки с органами местного самоуправления;

- организация и проведение мероприятий в данном направлении;

- развитие системы справочно-библиографического и информационного обслуживания по вопросам избирательного права;

- информационная поддержка правового воспитания молодого гражданина, которая способствует вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь общества и участию в избирательных процессах;

- систематическое изучение информационных потребностей пользователей: методы, результаты;

- освещение работы библиотеки в период подготовки и проведения избирательных кампаний.

Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества, она  формирует и несёт в себе образ будущего, и на неё возложена ответственность за  развитие общества, за преемственность в его истории и культуре. Главная цель, которую должны поставить перед собой библиотекари при организации мероприятий — воспитание молодого поколения в духе уважения к закону, предупреждение правонарушений, формирование в среде молодых пользователей активной жизненной позиции.

Для подготовки и проведения мероприятий, адресованных молодёжи, желательно привлекать сотрудников организации общественного объединения «Белорусский республиканский Союз молодежи», военкоматов, юристов. Целенаправленная системная работа по правовому воспитанию способствует решению задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитанию гражданского правосознания.

В настоящее время каждый молодой человек стремится овладеть минимумом правовых знаний, который необходим для работы, поведения в обществе, быту, семье. Это прежде всего знание основных положений Конституции страны, гражданского, трудового, семейного, уголовного, административного права. Запросы студентов касаются вопросов, возникающих в процессе учебы,  в основном это подборки законодательных актов по теме изучаемых предметов, материалы для написания курсовых и дипломных работ. Интересуют молодежь также права и льготы молодых специалистов. Для быстрого и качественного выполнения различных справок правовой тематики в библиотеках активно используются центры правовой информации. Они оснащены компьютерной техникой, приобретены электронные банки данных с поисково-информационной системой “Эталон”.

Книжный фонд центра – это книги и брошюры справочного, нормативного правового и консультативного характера: официальные документы, комментарии к законодательным актам, тематические сборники по отраслям права.

Одно из главных направлений деятельности центра правовой информации – разработка разнообразной печатной продукции по теме правового просвещения юных граждан и молодежи:

●дайджесты – “Можно и нельзя” (правовая ответственность несовершеннолетних), “Детская правда” (беседа для детей по правовым вопросам);

● памятки – “Знай границы” (уголовная ответственность подростков), “Декларация прав ребенка”;

● закладки – цикл “Подросток и труд” (знакомство с трудовым законодательством), правовой навигатор “Это нужно знать”.

Библиотеками должна оказываться методологическая помощь в поиске необходимых правовых документов. Для этого издаются правовые информационные списки, информационно-правовые бюллетени, информационно-правовые буклеты по наиболее актуальным и востребованным молодыми людьми правовым темам, например:

- информационный список “В будущее с надеждой” отражает правовые документы, касающиеся государственной молодежной политики;

- правовой информационный список “Квартирный вопрос – квартирный ответ” собирает правовые документы, отражающие политику государства в области молодежного строительства;

- информационно-правовой бюллетень “Противодействие торговле людьми” собирает нормативные правовые акты, касающиеся противодействия торговле людьми, детской проституции и порнографии;

- правовой информационный список “Потребитель имеет право знать” отражает правовые документы, касающиеся защиты прав потребителей и т.д.

Важной функцией правового образования является формирование у молодежи ценностных ориентаций в правовой сфере. Отношение к праву как к терминальной ценности и уважение к закону свидетельствует о степени развития правосознания.

Убеждаясь в важности и необходимости работы по формированию гражданско-правовой культуры, библиотекарям необходимо разнообразить и совершенствовать работу в этом направлении.

В библиотеках может быть разработана программа “Молодёжь в информационном обществе: правовые проблемы”, включающая в себя цикл мероприятий по правовым вопросам “Быть уверенным – это здорово”. При библиотеках может быть организована “Школа правовых знаний” с циклом мероприятий “В мире права и  закона”.  Удачной  формой  работы  можно  назвать включение мероприятий правовой направленности в работу клубов при библиотеках.

Эффективной формой воспитания правовой культуры  следует считать  «День правовой информации», который может включать  выставку новых поступлений по теме, лекцию специалиста и консультацию по различным правовым вопросам.

Работа библиотеки по воспитанию гражданско-правовой культуры избирателей ведется в течение всего времени, но особенно активизируется в предвыборные периоды. Выборы — это основная форма участия граждан в политике и государственном управлении.

В работе библиотек обязательным является организация тематических полок или информационных стендов о ходе выборов, знании прав и обязанностей избирателя и т.д.

В работе с молодыми избирателями наиболее приемлемы уроки правовых знаний и правовой культуры, часы информации, диспуты, дискуссии, т. е., мероприятия, в которых они  активно принимают участие и, самое главное, могут высказать свое мнение: «Идем на выборы впервые», «Что значит быть избирателем?», «Ты – гражданин, а это значит…», «Ты и право», «Правовая культура избирателя», «Молодежь выбирает будущее», «Право быть гражданином». Для организации информационных стендов, уголков применимы следующие названия: «Политика. Право. Выборы», «Сделать выбор – наш долг и наше право», «Будущее создаем мы».

Неординарный подход к организации и оформлению выставок будет способствовать активному обращению к ним. Вниманию читателей могут быть предложены различные выставки. Например, выставки-информации, выставки-викторины, выставки-диалоги, выставки-дискуссии с названиями: «Живи настоящим — думай о будущем», «Для вас, избиратели», «Вокруг права», «Я — гражданин, я — избиратель», «Мир права», «Выборы: завтра начинается сегодня», «Представляем кандидатов» и т. д.

Для рекламы правовых знаний в библиотеках необходимо проводить содержательную и разнообразную работу с использованием не только традиционных форм и  методов, но и новых направлений. Выставочная деятельность библиотек позволяет оперативно знакомить с необходимой информацией и на должном уровне организовывать обслуживание пользователей. Можно оформить книжную выставку “Правовая информация – ваш ключ к успеху”, которая познакомит пользователей с новыми поступлениями. Выставка-информина для будущих призывников “Гражданин и армия” может вызвать ощутимый резонанс, так как  организовать её целесообразно в период призывной кампании.

Большой популярностью среди читателей библиотеки заслуженно пользуются мероприятия правовой тематики, подготовленные с применением электронных средств информации. К числу подобных мероприятий можно отнести виртуальные выставки, мультимедийные презентации: «Интернет-ресурсы для молодёжи по избирательному праву», «Информационные правовые ресурсы в сети Интернет», виртуальные путешествия по правовым сайтам сети Интернет, знакомство с электронными справочниками, дающими разъяснения на самые сложные вопросы в области права. Такие формы работы наиболее эффективны, т. к. открывают свободный доступ к информации нормативно-правового характера, позволяют предоставлять нормативные документы, как на традиционных носителях, так и в электронном виде, способствуют гражданскому самоутверждению молодёжи и повышению их юридической грамотности. 

Становлению гражданской позиции населения способствует знание государственной символики страны, что содействует формированию чувства любви и уважения к своей родине, влияет на  сознание и поведение подрастающего поколения. Поэтому в библиотеках рекомендуется проводить мероприятия по популяризации государственной символики, которые сыграют свою положительную роль в формировании уважения к символам государства. Интересным будет проведение исторического вернисажа «Государственные символы — вехи истории», «Государственная символика и история её развития», «Геральдика», «Гербы государств» и др. 

Правовое воспитание (как и любая работа долгосрочного характера) должно осуществляться целенаправленно, систематически, то есть в рамках определенной программы, плана или тематического цикла мероприятий. Особое внимание при разработке мероприятий по правовому просвещению следует уделять методикам, формам общения с разными категориями читателей.  Бесспорно,  о законе  и  правах ребёнка нужно говорить увлекательно, так как сухая, скучная информация из официальных документов не доходит ни до ума, ни до сердца юных граждан. Учитывая возрастные особенности, библиотекари используют различные интерактивные, творческие формы работы, например игры – ролевые, интеллектуальные, ситуационные. Игра даёт возможность раскрывать и совершенствовать индивидуальные качества каждого участника, предоставляя ему право выбора игровой деятельности для самореализации. Также широко применяются и другие формы интерактивного общения:

● правовая дискуссия “Все мы разные, все мы равные” станет поводом для размышления  о том, как живут дети на планете и как соблюдаются их права в разных государствах, чем отличаются современные законы от законов прошлого. Примеры из художественных произведений ярко проиллюстрируют историю прав детей в разные эпохи;

●игра-расследование “Путешествие по стране ЗАКОНиЯ” потребует от участников наличия некоторых правовых знаний, предполагает работу с документами по правам человека, в том числе – правам ребенка;

● информационно-правовой тренинг “Закон и право” ставит акценты на поведении человека в гражданском обществе, касается актуальных тем правовой ответственности несовершеннолетних.

● не менее интересным может стать армейский интеллектуальный марафон  «Будь готов солдатом стать, мир беречь и защищать», а также интеллектуально-патриотическая игра «В  единстве наша сила», посвященная Дню единения народов Беларуси и России;  

● интеллектуально-правовой турнир “Поступок рождает судьбу” предлагает ситуативные задания, в которых важно сделать правильный выбор, принять нужное решение, чтобы избежать проблем с законом. 

● во время проведения правового часа «Твои права в семье»  дети  участвуют в составлении «советов родителям». Вот примеры таких советов: «Больше времени проводить вместе», «Находить компромисс», «Уважать друг друга», «Прислушиваться друг к другу», «Лишний раз не обижаться и не надоедать друг другу», «Разговаривать по душам», «Обсуждать все проблемы вместе»,  и др. 

Для старшеклассников можно организовать час толерантности с использованием ситуационных задач «Чтоб не попасть в беду» или правовой практикум «Знаешь ли ты свои права?». На мероприятиях предлагаются ситуативные задания, побуждающие подростка сделать правильный выбор, принять важное решение. Так с помощью теста-диагностики «Поступок» ребята могут попытаться определить свою нравственную позицию: «жизнь для себя» или «жизнь для других». Ведущий мероприятия старается объяснить ребятам, что, отстаивая свои убеждения, они не всегда учитывают интересы общества.

Развитие информационных технологий и активное применение мультимедиа, Интернет-ресурсов вносит свои положительные коррективы в практику по правовому просвещению пользователей библиотеки, так как дает возможность использовать различные формы и методики для более интересного, наглядного освещения вопросов гражданского права. Так можно использовать медиапрезентации, медиаобзоры, медиапутешествия, слайд-композиции, виртуальные экспозиции, мультимедийные игры:

● веб-экскурсия «Хочу. Можно. Нельзя» по правовым ресурсам Интернета ставит своей задачей показать адреса правозащитных организаций;

● виртуальное досье о вредных привычках подростков «Пороки и их поклонники» позволяет читателям понять, что такое правовые и социальные нормы, как они регулируют поведение людей, какие правовые документы содержат основные гарантии соблюдения прав человека и гражданина;

● обучающая флеш-игра «Твои права от «А до Я» по материалам Конвенции о правах ребенка проводится с помощью сайтов правовой тематики;

●информ-урок «Права нам даны от рожденья» знакомит учащихся с основными информационными ресурсами правовой тематики, имеющимися в библиотеке.

Главные задачи программы правового просвещения детей и подростков «Правовая шпаргалка» - обеспечение общедоступности правовой информации и формирование у учащихся высокого уровня правовой культуры, воспитание юного гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности, убежденного в необходимости поддержания законности. В рамках реализации программы можно провести следующие мероприятия: 

•  «Правила поведения для воспитанных детей»: беседы с мультимедийным сопровождением для детей 1-3 классов.

«Откуда берутся преступления и подростки преступники»: беседа - полемика для учащихся 4-6 классов.

«Наши права»: игра для учащихся 5-6 классов

«Твои права в самостоятельной жизни»: урок-беседа для уч-ся 7-8 классов.

Для старшеклассников можно подготовить следующие массовые мероприятия: 

«Легко ли быть молодым?»: конкурс знатоков права 

«Если ты попал в милицию»: беседа - размышление

«Скажем вредным привычкам «НЕТ»: презентация книжной выставки 

 «Молодёжный образ жизни. Какой он?»: дискуссия. 

Подобные библиотечные мероприятия способствуют формированию правового мышления молодых читателей, повышают их интерес к литературе правовой тематики, показывают, что правовая грамотность – важный показатель духовной грамотности, культуры человека и общества.

Важно отметить, что проведение таких мероприятий не только повышает правовую культуру молодых читателей, но и способствует профилактике правонарушений среди этой категории пользователей библиотеки.

Полезные ссылки:

http://etalonline.by/?page=action, www.pravo.by, http://www.mir.pravo.by/

Методические рекомендации подготовила:

методист I категории отдела библиотечного маркетинга

Жанна Леонидовна Федуро. 

Анонсы

Сентябрь
«Ворона и лисица»: Театр теней
Начало в 10:00

Сентябрь
«Ты их знаешь?»: бренд-юбилей-шоу в студии развивающего чтения «Я читаю! Я расту!»
Начало в 11:00
Последние новости

Сентябрь
17:27

Сентябрь
10:09

Сентябрь
13:35