Неделя детской и юношеской книги в библиотеках: методические рекомендации

По традиции в дни школьных весенних каникул проходит Неделя детской и юношеской книги. Уникальность этого события в том, что на целую неделю библиотека становится центром больших событий, происходящих в мире книги и читателя. Неделя детской и юношеской книги – это всегда новые книжные открытия, встречи с писателями, поэтами, художниками, парады литературных героев, конкурсы, викторины и многое другое. Мероприятия Недели служат главному: повышению интереса к чтению, развитию любознательности, интеллектуальных и творческих способностей юных читателей.


В рамках Недели детской и юношеской книги библиотека реализует следующие задачи

• развитие у читателей-детей всех возрастных групп мотивации к чтению, уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей;

 • позиционирование библиотеки как интеллектуального и информационного центра;

• введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

• воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

Ежегодно в каждой библиотеке Неделя детской и юношеской книги проходит по-разному. У каждой библиотеки есть свое приоритетное направление в работе, каждая библиотека самостоятельно определяет темы мероприятий. 

Идея проведения праздника детской книги родилась в 1943 году по инициативе замечательного писателя Льва Кассиля, который  открыл первую Неделю в Москве.  26 марта 1943 г. на празднике в Колонном зале Дома Союзов собрались известные детские писатели и поэты: Корней  Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков, Михаил  Пришвин, Лев Кассиль.


Лев Кассиль

На празднике любимые авторы рассказывали детям, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга, читали стихи, беседовали о  чтении, о жизни. В завершение встречи каждому ребенку,  пришедшему в Колонный зал Дома Союзов, подарили по книге. Тоненькую, отпечатанную на серой бумаге книгу дети уносили, как боевой паек, который надо сберечь. И книга согревала, добавляла света, вселяла силы. Для ребят военной поры, этот праздник оказался очень важным и стал для них лучшим подарком. Эта встреча стала днем рождения «книжкиного праздника». Уже на следующий год праздник длился неделю, и его стали проводить во всех городах и селах страны.

С течением времени традиционные рамки Недели расширились, включив 21 марта – Всемирный день поэзии и  2 апреля –  Международный день детской книги, который, начиная с 1967 года, по инициативе  Международного совета по детской книге отмечается в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена.  

Неделя детской и юношеской книги может состоять из тематических дней: День сказки, День музыки, День исторической книги, День детектива, День семьи, День дошкольника, День театра, День мультфильма, День периодики  и др. А может и из отдельных, но необычных мероприятий. Каждый ребенок, который пришел в эти дни в библиотеку (по приглашению или случайно) должен найти себе дело по душе: почитать книги, посмотреть мультфильмы, заняться творчеством. Неделю детской книги необходимо проводить в сотрудничестве со школами, детскими садами, школой искусств, центрами дополнительного образования и т.д.


Встреча с Дмитрием Юртаевым и Николаем Василевским во время Недели детской и юношеской книги в отделе обслуживания детского читателя центральной библиотеки

Возможно построение отдельных дней Недели детской и юношеской книги по жанровому принципу – мероприятия в этот день посвящаются определенному книжному жанру (или название соответствует форме проведения мероприятия), например: 

Праздничный вторник (в этот день проводятся утренник, книжное дефиле, литературный розыгрыш, книжные посиделки); 

Поэтическая среда (конкурс чтецов, поэтический лабиринт, минутки поэзии и т.п.); 

Юбилейный четверг (проходят мероприятия, посвященные писателям и книгам–юбилярам); 

Детективная пятница (игра-поиск «Следствие начинается в библиотеке», презентации новинок детективной литературы, литературный ринг, квест и т.д.); 

Театральная суббота (виртуальная экскурсия, театрализованная игра, театрализованные чтения). Среди других названий дней Недели возможны – сказочный вторник, загадочная среда, фантастический четверг, историческая пятница, мультимедийная суббота и т.д.

Например: «От сказочного вторника до поэтической субботы» 

«Сказочный вторник»

 «Веселая среда»

«Литературный четверг»

 «Почемучкина пятница»

 «Поэтическая суббота»

На протяжении Недели можно использовать разнообразные формы проведения мероприятий.

Аукцион литературный – литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получат возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например:  перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (или цвет, имя, город, кличка животного, географическое название и т. д.). На аукцион также могут быть выставлены «вещи» литературных героев. 

Бенефис книги, писателя – мероприятие, которое устраивается в честь одной книги, одного писателя. Здесь можно оформить книжную выставку, подготовить литературную викторину, мероприятие  может сопровождаться музыкальными номерами, презентациями, видеороликами.

Звездный час – игровая форма мероприятия проводится по определенной теме,  состоит из 3-х туров. В первом  туре игроки получают звезду за правильные ответы, в следующий тур проходят игроки, получившие больше всех звезд, в 3-й тур проходят два участника.  Им дается задание составить как можно больше слов из слова, соответствующего заявленной теме. Побеждает тот, кто составит больше слов.

Калейдоскоп – мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (например, викторина, информинутка, блиц, минисценка, миниобзор).

Квест («quest» - поиск) – разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек (от 4 до 6). Посредством жеребьёвки разыгрываются индивидуальные для каждой команды маршрутные листы с обозначением остановок. Квест предполагает прохождение всех этапов в порядке, указанном в маршрутном листе. На каждой остановке команды отвечают на вопросы или выполняют творческие задания. Подобные игры-путешествия по библиотеке, направлены на решение сразу нескольких задач: проверить знания о жизни и творчестве выдающихся людей, дополнить их интересными сведениями, познакомить участников с библиотекой, её ресурсами и услугами через увлекательную форму игры.

Литературное лото – специально организованное состязание в знании литературы по правилам традиционного лото. В лото играют две команды с равным числом игроков. Представитель команды выбирает из заранее подготовленного набора карточку с заданием и зачитывает вслух. Задания на карточках – тексты из литературных произведений разных авторов. По стилю повествования и содержанию играющие должны определить, откуда взяты эти строки и кто их автор. Если ответ, верный, то игрок заштриховывает одну клетку своего игрового поля. Выигрывает та команда, которая заштрихует раньше и большую часть клеток своего поля.  Литературное путешествие или литературный дилижанс - игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной или художественной литературе. Обязательный элемент путешествия – карта или схема маршрута с обязательными остановками – станциями, островами, тропинками, домиками. Например, путешествие по серебряному веку русской литературы (нач. XX в.), сказочное путешествие.

Мастерская радости – практическое занятие, где участники занимаются каким-либо видом творчества (рисованием,  рукоделием, сочинением сказок и т. д.), позволяющее насладиться самим процессом творчества.

Минуты радостного чтения – небольшое мероприятие, посвященное чтению с удовольствием.

Ринг литературный – игра-состязание 2 команд на лучшее знание литературного произведения, творчества писателя и т.д.

Кроме этого возможны формы мероприятий: бюро литературных новинок, глобус литературный, медиапутешествие, литературно-краеведческая панорама, медиакалейдоскоп, библиогид, конкурс знатоков, литературный турнир, познавательное развлечение и др.

Для учащихся начальных классов можно организовать мероприятия «разноцветных дней» Недели детской и юношеской книги.  

Открыть Неделю можно мероприятиями, в которых преобладает «красный цвет», например литературной игрой «В гостях у Красной Шапочки», выставкой «Книжка в красной обложке».  Можно изготовить книжные закладки с изображением героев произведений, в названии которых есть соответствующий цвет. Использовать можно следующие книги: Сергей Аксаков «Аленький цветочек», Всеволод Гаршин «Красный цветок», Ганс Христиан Андерсен «Красные башмачки», Виталий Бианки «Красная горка», Сергей Михалков «Красный галстук». 

Во второй день – «Путешествие к зеленым феям» – ребятам могут быть предложены познавательные викторины по книгам, в названии которых есть «зеленый цвет»: Александр  Волков «Волшебник Изумрудного города»,  Ганс Христиан Андерсен «Зеленые крошки», Павел Бажов «Зеленая кобылка», Софья Прокофьева «Зеленая пилюля».  

В очередной день книжного разноцветья можно провести обзор книг «Сказки из синего ларца», в названии которых встречаются синий и голубой  цвета: Шарль Перро «Синяя борода», Павел Бажов «Голубая змейка», Морис Метерлинк  «Синяя птица»,  Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы». 

В «желтый» или «золотой» день предлагаем провести литературный серпантин «Золотая страна книголюбов», во время которого представить   следующие книги: Александр Волков «Желтый туман», Алексей Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», Александр Пушкин «Сказка о золотом петушке», Софья Прокофьева «Приключения жёлтого чемоданчика». 

В пятый день Недели можно организовать День оранжевого настроения, во время которого использовать детскую считалку «Мы делили апельсин», загадки и игры «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» и, конечно, подборку книг «Оранжевое настроение»: Владислав Крапивин «Оранжевый портрет с крапинками», Виталий Бианки «Оранжевое горлышко», сборник «Тайна оранжевой кошки», Николай Носов «Незнайка в солнечном городе» и др. 

В шестой день Недели предлагаем провести игру «Разноцветная литература» по произведениям Валентина Катаева «Цветик-семицветик», Самуила Маршака «Разноцветная книга», Бориса Заходера «Серая звездочка», Александра Куприна «Белый пудель», Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», Аркадия Гайдара «Голубая чашка», Геннадия Машкина «Синее море – белый пароход» и т.д.

Обобщающим мероприятием может стать игровой практикум «Литературная палитра», в ходе которого дети должны подбирать цветовую гамму из названий книг, о которых еще не шел разговор на тематических мероприятиях недели; цитаты из поэтических произведений.

Примерные программы Недели детской и юношеской книги.

Добрый мир любимых книг

«Золотые страницы детских книг»: праздник чтения

«Сказка добрая рядом живет»: игра-путешествие

«Любимые герои всегда с тобой»: развлекательно-игровая программа

«Их имена нам с детства знакомы»: слайд-презентация о писателях

«Секреты книжного мастерства»: арт-мастерская


Весёлые дни Книжкиной Недели

«Пусть станет книжка праздником для вас»: веселое шоу

«Интересно жить, читая!»: день читательских удовольствий

«Много шуток и затей для смекалистых детей»: игровая программа

«Разноцветные страницы»: выставка-викторина

«Когда смеются дети»: день конкурсов, игр, развлечений


Каждый день в гостях у книжки

«Новые встречи старых  друзей»: путешествие в Приключляндию

«Я шагаю по родному краю»: мультимедийный круиз

«Библиоринг для всезнаек»: игра

«Читающие дети умнее всех на свете»: библиошоу

«Рукотворные чудеса»: мастерская детской фантазии


Книжкин день рожденья – лучший день в году

«Удивительный народ в книжном городе живет»: праздник

«Библиоприключение начинается»: литературное путешествие

«У детских книжек юбилей – приглашаем всех друзей»: литературный репортаж

«Мультпароль без волшебной палочки»: литературно-мультипликационный час

 «Журнальная карусель»: пресс-коллаж


При составлении использованы электронные ресурсы:

1. Читаем сами, читаем с нами http://miku-crdb.ru/documents/others/Metodicheskie-rekomendatsi

2. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам https://apkpro.ru/ckeditor_files/

Методические рекомендации подготовила:

методист I категории отдела библиотечного маркетинга

Жанна Леонидовна Федуро.

Анонсы

Сентябрь
“Кто не знает Машу, Машу-растеряшу?”: час знакомства к 115-летию детской писательницы Л. Воронковой
Начало в 12:00

Сентябрь
«Веселые книги веселых писателей »: бюро литературных новинок в студии развивающего чтения «Я читаю! Я расту!»
Начало в 11:00

Сентябрь
«Тайны древних оберегов: куклы-мотанки, обрядовые куклы»: мастер-класс в клубе нескучных идей «Делай, как я!»
Начало в 15:00
Последние новости

Сентябрь
10:26

Сентябрь
10:03

Сентябрь
12:15