Цель данного издания – познакомить библиотечных специалистов с новыми форматами проведения мероприятий для молодежной аудитории, учитывая новые актуальные приемы и методы. Рекомендации помогут освоить новые приемы и применить творческие оригинальные находки в организации мероприятий, раскрыть потенциальные возможности библиотекарей в проведении традиционных массовых мероприятиях.
Молодежь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Сегодня она формирует и несет в себе образ будущего, на нее возлагается ответственность за развитие общества, за благополучие старшего поколения.
У молодого поколения есть одна примечательная особенность – повышенная социальная активность, ей свойственно стремление к постоянным переменам, новым впечатлениям, сильным эмоциям.
Молодые люди активно вступают в жизнь и как бы «примеривают» на себя разные социальные роли, виды и способы общественной деятельности, разные формы общественного сознания. Отсюда напряженный интерес к различным сторонам жизни, поиск значимых сфер деятельности и смысла жизни.
При этом молодым людям необходимо в своей деятельности соприкасаться именно с миром взрослых людей для того, чтобы получить поддержку и научиться правильно выбирать жизненные ориентиры. Эта особенность возраста имеет большое значение при выстраивании работы с молодёжью внутри библиотечного пространства.
Пути решения проблемы по привлечению молодежи в библиотеку – это расширение ее функций от традиционных направлений, напрямую связанных с книгой, до создания новой среды в библиотеке, в том числе и в виртуальном пространстве. Сегодня библиотека вполне может стать для молодого поколения «третьим местом», площадкой познания и творчества, интеллектуального развития и самореализации, неформального общения со сверстниками.
Перспективы в работе с молодежью в том, чтобы продолжать позиционировать библиотеку как центр интеллектуального досуга подростков и молодежи и способствовать повышению социального статуса библиотеки в молодежной среде. Для достижения этой цели необходимо:
- активизировать работу с учреждениями образования: проведение для подростков обзоров, Дней открытых дверей, во время которых делать акцент на электронные ресурсы и современные возможности библиотек;
- усилить индивидуальную работу: приглашения по телефону для участия в мероприятиях, беседы с подростками и их родителями;
- популяризировать чтение и возможности библиотеки с помощью программно-проектной деятельности, а также с помощью работы клубов по интересам;
- находить новые формы в организации массовой работы с молодежью, которые бы удовлетворяли ее запросы;
- активизировать рекламную деятельность библиотеки, в том числе в социальных сетях. Для эффективного решения поставленных задач библиотеки тесно должны сотрудничать с госструктурами, общественными и творческими организациями, учреждениями культуры, образования, здравоохранения и правопорядка.
Главная задача библиотеки в работе с молодежью – посредством книги и чтения содействовать формированию гармонически развитой, образованной, социально-активной личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве. Это и выбор профессии, и создание семьи, и формирование установок на здоровый образ жизни.
Для современной, активной молодёжи важно найти универсальные точки соприкосновения разных взглядов, культур, мировоззрений, норм и т.д. Такими точками могут быть: поиск общих интересов или идей, пристальное внимание к интересам ребят. Для библиотечных специалистов важно искреннее проявление внимания или деловая помощь в процессе взросления молодых людей, а именно – создание благоприятных условий для естественной социализации, развития и адаптации.
Библиотечным специалистам необходимо активно принимать участие в разработке и реализации актуальных проектов и программ, широко использовать информационных технологий, наряду с традиционными применять инновационные формы работы, привлекать молодежь к участию в клубах по интересам и в волонтерское движение.
Особая роль в библиотечном пространстве занимают любительские объединения и клубы по интересам. В отличии от плановых массовых мероприятий, клубы организуют на базе библиотеки в любое удобное время для его участников. Их основная миссия заключается в организации интеллектуального общения, психологической разгрузки, возможности эмоционального отдыха.
Молодежный клуб «ИГРАtime» в Дзержинской центральной районной библиотеке, 2021 г.
Для молодых читателей объединения по интересам полезны тем, что создают условия для самовыражения и самоутверждения. Виды объединений для молодежной аудитории могут быть по направлениям деятельности, возрастным особенностям, увлечениям.
Организация клуба по интересам для подростков «Молодежная читалка» предусматривает повышение интереса к чтению, ощущение собственной значимости, возможность свободного общения в неформальной обстановке как со сверстниками, так и библиотекарями. Для библиотекарей организация такого клуба – возможность наладить контакты с молодежью, увеличить количество пользователей, улучшить имидж библиотеки в глазах молодого поколения.
Задачами клуба по интересам «Книжные разговоры» могут быть:
- содействие формированию у молодых людей умений и навыков организации дискуссии;
- способствование продвижению культуры чтения в молодёжной среде;
- развитие коммуникативных способностей молодёжи.
Названия молодежных клубов могут быть самые разнообразные: «FreeTimе», «Молодежный совет», «Ровесник», «Молодежный проспект», «Игровой мир», «В кругу друзей».
Нынешнюю молодежь отличает «клиповое» сознание, воспитанное экранной культурой. Подростки обращают внимание зачастую на что-то яркое, необычное, бросающееся в глаза.
В библиотеках привлечь внимание молодежи могут ай-стопперы (от англ. еye stopper – «останавливающий взгляд») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент визуальной рекламы, предмет, знак или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. В библиотеке используется как элемент оформления интерьера, выставки. Задача стоппера – вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.
Одна из разновидностей ай-стопперов – живые ай-стопперы – люди в костюмах, привлекающие внимание к библиотеке, так называемые «живые манекены». На самом деле ай-стопперы могут быть необычные предметы, интригующие надписи или моделируемые странные ситуации, текст, напечатанный «вверх ногами» или даже пустая страница, на которой внизу самым мелким шрифтом что-то объяснено, например, интересная строка из книги. Примеры выставок ай-стопперов: «Выбираем маршруты успеха» по профориентации; «Прочти меня» по литературе разных жанров; «Вирус сквернословия» ко дню борьбы с ненормативной лексикой (3 февраля).
При проведении тематических мероприятий с молодежью все чаще применяются интерактивные формы и методы работы, что побуждает их к активной мыслительной деятельности, развитию воображения, интереса.
Для учащейся молодежи в библиотеке можно реализовать краеведческий проект «Объединяя поколения», цель которого – познакомить молодых людей с интересными людьми, жителями города или района. Среди форм мероприятий:
проф-площадка «Горизонты поиска и достижений»;
презентация новых книг писателей-земляков;
краеведческая мозаика «Из памяти старожилов»;
краеведческая парковка «Пункт назначения – Дзержинский район»;
краеведческий маршрут «А я люблю места свои родные».
Проведение Недели молодежной книги «Книга в моде при любой погоде» направлено на формирование художественного вкуса у молодых людей.
В рамках Недели рекомендуем провести разнообразные мероприятия. Во время акции-лотереи «Разложим все по книжным полочкам» можно оформить в виде книжной закладки лотерейные билеты, на которых написать «ключевые слова» (имена литературных героев, литературные артефакты, географические названия из произведений художественной литературы). Участникам акции предложить такую закладку и найти на выставке книгу, к тексту которой закладка имеет отношение. На закладке обозначить выигрыш, который участник акции-лотереи может получить в случае правильно сделанного выбора.
Библиофреш «Что читает мир» советуем посвятить модной и современной литературе, творчеству писателей-современников и книжным новинкам.
Можно организовать «Сушку мнений», где каждый желающий в письменном виде высказывает свое мнение о самых значимых чертах современного героя, может поделиться наглядными примерами из жизни, литературы, кинематографа.
Литературный коллаж можно посвятить творчеству писателей и поэтов; главная роль мероприятия отводится его участникам. Из информации, представленной ведущим, слушатели выбирают основную, записывают на небольших листах и размещают на стенде, тем самым создавая импровизированный коллаж, дополняя его по смыслу фотографиями или цитатами из произведений.
Виртуальную выставку «Литературные туристы» можно посвятить путешествиям известных писателей в разные страны.
Благодаря проведению литературного или книжного фестиваля библиотека может стать местом встречи мыслящих людей, заинтересованных в рекламе культурных ценностей.
Литературный фестиваль – это театрализация, юмор и азарт, сплав литературных и интеллектуальных мероприятий: игр, конкурсов, выступлений творческих людей.
Например, литературный фестиваль «Увлеченные чтением» можно начать со знакомства с книжной выставкой-викториной «Еще не читали?», провести презентации книг и встречи с авторами, поэтический марафон «Мы рождены для вдохновенья», мастер-классы, литературно-культурные акции, различные конкурсы.
Фестиваль всегда показывает библиотеку с новой, неожиданной стороны, где можно встретиться с творческими сверстниками и получить полезную и актуальную информацию. Данная форма взаимодействия с юношеством требует от библиотекарей быть в постоянном творческом поиске и вовлекать как можно больше творческих партнеров.
Библиотечные перфомансы (библиоперфомансы) могут стать составной частью многих мероприятий: дней открытых дверей в библиотеке; поэтических акций «Возьми поэзию с собой», «Давно ль вы Пушкина читали?»; литературных фестивалей «На библиотечной волне», «Под сенью книг, во власти слова»; литературных вечеров «Книжный натюрморт», «Попробуй классику на вкус».
Чтобы молодые люди все-таки пришли в библиотеку и почувствовали себя нужными, библиотечные специалисты должны перестроить свою деятельность и профессиональное самосознание, организовать внутреннее пространство, ориентированное на молодых пользователей, организовать свою работу вне стен библиотек, на открытых площадках.
Организация чтения книг на улице для тех, кто хочет слушать может проходить в летнее время в любой точке населённого пункта: в скверах, парках, на площадях, на лавочках. Например read-площадка (открытый микрофон) к Всемирному дню чтения вслух «Во весь голос».
Акция - книжное конфетти «Книги о тебе и для тебя», во время которой сотрудники раздают конфеты с рекомендацией книг для молодежного чтения.
Для молодежи можно провести летнюю акцию «Парк литературного периода», во время которой библиотекари представляют выставку книг разных жанров и стилей «Книжное раздолье». В разделе «Вне времени и во все времена» - русская и зарубежная классика. В разделе «Модный книжный приговор» - самые новые, модные, популярные для молодежи книги. Раздел «Аромат приключений» предлагает совершить путешествия с героями приключенческих романов. «Книга-сюрприз: свидание вслепую» предлагает завернутую книгу, а развернуть ее можно, только придя домой.
Уже стало традицией организовывать в библиотеках «буккроссинг». Читатели привыкли к книжным полкам с подаренными книгами и к книжным «развалам». Но если подойти к идее креативно, то можно увидеть множество различных вариаций проведения масштабных мероприятий. Предлагаем рассмотреть такие форматы как: «Живая книга» (реальные герои, диалоги, мастер-классы) - форма мероприятия, где в роли книги выступает человек. Он выстраивает откровенный разговор по определённой теме и отвечает на вопросы. «Живые книги» приходят на встречу с читателями, делятся своими историями, увлечениями, мастерством. Когда книг становится много, получается своеобразная «Живая библиотека», в конце мероприятия всем присутствующим дарят книги. Такой формат подойдет для организации мероприятия как в библиотеке, так и вне стен.
«Бегущая книга» - книжный марафон. Данный формат мероприятия станет акутальным в летний период, с возможностью привлечения молодежного актива библиотеки. Молодым людям необходимо пробежать дистанцию по определенному маршруту, по пути раздавая всем прохожим книги и визитки библиотеки.
Не секрет, что в жизни молодого человека сегодня много соблазнов, которые часто приводят к ухудшению здоровья или его потере. Как устоять перед соблазнами, научиться говорить «нет»?
Библиотеки, как центры культуры и просвещения, являются учреждениями, которые занимаются формированием культуры здорового образа жизни, профилактикой вредных привычек.
Проекты «Молодежь в формате ЗОЖ», «Хочу жить долго» нацелены на разработку и апробацию новых профилактических программ, на организацию комплексной деятельности против распространения наркомании в молодежной среде. В качестве альтернатив вредным привычкам и опасным увлечениям библиотекари предлагают различные позитивные виды развития и досуга – игровые и спортивные программы, студии и мастер-классы.
Тематический день «Стоп наркотики» в рамках районной акции «Новая молодежь» в Скирмантовской сельской библиотеке совместно с ОК и Д «Скирмантовский Дом культуры», 2020 г.
В основе программы «Читайте и будьте здоровы!» лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, на эффективную информационную помощь в формировании у них культуры здоровья и активной жизненной позиции. В рамках программы рекомендуем провести: акции «Живи без риска», «Здоровье – наш формат», цикл книжных выставок «Право на здоровье», «Аромат жизни без привкуса табака», «Не открывай наркотикам дверь!», информационные минутки «Борьба с пороками в режиме NON-STOP», беседы по профилактике алкоголизма «Первый глоток беды может стать последним».
По рекламе здорового образа жизни в библиотеках можно организовать разнообразные мероприятия.
Полилог о здоровье «Лучший способ бросить курить — не начинать курить с детства». Полилог – форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько лиц, например групповое обсуждение какой-либо темы (литературные произведения, спорт и т.д.). При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому.
Квилт «Аргументы в пользу ЗОЖ». Квилт – это лоскутное полотно, а в библиотечном варианте он становится ярким и наглядным выражением мыслей и знаний по определенной теме, которые записываются на маленьких стикерах и склеиваются в единое пространство, отражающее палитру мнений.
Тин-коктейль «СПИД-о-Метр, или Счётчик жизни», мероприятие, которое объединяет несколько разных форм – книжный обзор, встречу с интересным человеком, беседу, обсуждение. На мероприятие желательно пригласить медицинского работника, использовать показ видеоролика «Профилактика наркомании» о выборе пути между здоровым образом жизни и наркоманией. Ведется обсуждение таких вопросов: «Какой я хочу видеть свою жизнь?», «Что я готов для этого сделать?», «Что нужно сделать, если вам насильно ввели наркотическое средство?»
На библиоматч «К здоровью наперегонки» желательно пригласить читателей, активно занимающихся спортом. Они могут рассказать своим сверстникам об особенностях игры в футбол, волейбол, теннис и другие спортивные игры. В конце можно провести спортивную викторину «Вокруг спорта».
В течение месяца можно провести ряд мероприятий в рамках месячника «Букет здоровых привычек»: информину-протест «Мы – против наркотиков», видеочас «Реквием по мечте», акцию «Погаси сигарету – зажги жизнь», диалог «Наркомания – драма без финала», день информации «Наркомания – трагедия личности», наркостоп «Наркотики. Их влияние на организм», презентацию книжной выставки «Мир книги против антимира наркотиков», акцию–перфоманс «Наркотики не пройдут!», арт-миссию «Вирус позитива» с участием молодежных творческих коллективов.
В наше время молодое поколение сталкивается с множеством социальных и моральных проблем, и вовремя полученная в библиотеке информация может подарить надежду, открыть новые перспективы.
В целях профилактики суицида, укрепления психологического здоровья в молодежной среде целесообразно провести день информации «Наша жизнь дана на добрые дела», акции «Жизнь – это дар, его надо ценить», «Жизнь – это счастье, сотвори его сам!», «Цени свою жизнь», просмотр видеороликов «Жизнь под вопросом», организовать фотовыставку «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь!».
Комплексный подход к решению проблем профессионального самоопределения может обеспечить проект «Старт в профессию». В интерактивной игре-исследовании «Правила выбора профессии» представители молодого поколения имеют возможность поразмышлять о том, как и где они могут в будущем проявить свои способности. В ходе игры можно смоделировать различные жизненные ситуации, которые смогут подросткам понять свои желания, адекватно оценить свои способности и выбрать оптимальный вариант, при котором он сможет наиболее полно самореализоваться.
День информации «Сто и одна дорога» по профориентации в Гричинской сельской библиотеке, 2021г.
В рамках проекта «Билет в будущее» целесообразно провести диалог-игру «3D навигатор», профориентационный час «В профессии бросить якорь, или Охота на работу»; оформить выставку «Профессия в судьбе, или Книги увлеченных».
Актуальным будет оформление выставки-адвайзер (выставки-консультации) «Мы советуем – ты выбираешь», «Рабочие профессии современности», где можно разместить художественные произведения о людях разных профессий, статьи из периодических изданий о новых профессиях, а также буклеты и памятки.
Молодых людей интересует все новое, необычное. Для них характерно преобладание поисковой активности, их привлекают развлечения, игры, необычная форма подачи материала. Поэтому и сферу просвещения для молодых людей следует адаптировать под их интересы и увлечения.
Молодое поколение может заинтересовать конкурс буклуков «Целый мир под обложкой».
«Буклук» (от англ. «book» – книга, «look» – образ, вид, взгляд) – это снятая на фотоаппарат композиция, центральным элементом которой является книга, с использованием выразительных средств, элементов декора и атрибутов для оформления, чтобы верно передать настроение снимка и основную тему книги.
Бук-слэм (BOOK Slam) – своеобразное книжное соревнование, которое на сегодняшний день очень популярно у читателей. Эта форма продвижения книги была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс, занимающейся исследованием детской и юношеской книги. Название точно отражает соревновательный дух мероприятия: «slam» в переводе с английского – «выталкивание, вытеснение», а в нашем контексте «Book Slam» – соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд, каждая из которых должна самым лучшим образом разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум три минуты. После каждой презентации жюри или публика оценивает книгу с различных аспектов по десятибалльной шкале. При подведении итогов подсчитываются общие баллы и вручаются призы. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде, и публике предоставляется возможность познакомиться с ними поближе. Успех Бук-слэма прежде всего у молодёжной аудитории связан с игровым характером мероприятия, скоростью и захватывающим эффектом «книжных ралли».
Книжный эмбиент поможет сплотить молодежь по общим интересам и увлечениям (эмбиент (англ. ambient «окружающий») — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием).
Это направление в работе тесно связано с музыкальным движением, музыкальными жанрами. Новым веянием молодежных форматов в последнее время становятся музыкальные «тусовки» и молодежные музыкальные вечера. Предлагаем несколько вариантов проведения таких мероприятий. «Песни перевёртыши», где нужно угадать песни, звучащие наоборот. Для мероприятия необходимо заранее подготовить тексты песен, музыкальное сопровождение отгаданных музыкальных произведений.
В конкурсе «Что он поёт?» поочередно двое участников в наушниках исполняют одну и ту же композицию. Присутствующим необходимо выбрать лучшего исполнителя. Можно провести конкурсные программы «Угадай песню по описанию», «Музыкальный калейдоскоп». К мероприятиям желательно подготовить книжные выставки «Там, где музыка живет», «Загляни в мир музыки».
Вечер коротких книжных свиданий или book-parti (библиотечная вечеринка) «Книжная вечеринка: знакомство в библиотеке». Такое мероприятие можно провести, сделав акцент на тематику (День Святого Валентина, День объятий, День поцелуя, и др.). Подобные акции привлекают в библиотеку новых молодых пользователей. Участников объединяют в группы по возрасту, им раздаются бейджи, четко определяется время бесед. Преимущество формата в том, что появляется возможность познакомиться с большим количеством людей на одной встрече. С помощью «быстрых свиданий» ищут не только спутников жизни, но и единомышленников по увлечениям. Каждый участник мероприятия должен принести с собой любимую книгу, с помощью которой определяется в дальнейшем общность интересов. К мероприятию можно подготовить книжную выставку-инсталляцию «Я встретил Вас». Чтобы молодые люди чувствовали себя более раскованными, можно предложить им игры и задания: прослушать музыкальные композиции и определить, из какого они фильма, изобразить финальную сцену любой сказки, ответить на вопросы литературной викторины. В конце мероприятия проводится конкурс – выбор симпатий, во время которого каждый участник на обратной стороне своего бейджа пишет номер того участника противоположного пола, который ему понравился. На основе этого определяется, образовалась ли романтическая пара.
Флешбук – книжный флешмоб в Интернете, презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, биографии автора, личных переживаний и другой информации о книге. Читатели могут делиться своими впечатлениями, рекомендациями, оставлять замечания и советы.
Современный этап развития культурно-досуговой деятельности библиотек характеризуется большим простором для творчества. Миссия библиотеки – привлечение к чтению приобретает новую глубину и содержание, получает новый потенциал. Библиотекари в своей работе используют мультимедийные технологии, нестандартные формы мероприятий, действенные инструменты и приемы, которые мы надеемся, найдут отклик в душе читателя и помогут молодым людям стать более культурными, образованными, творческими личностями.
Электронные ресурсы:
Новые форматы работы с молодежной аудиторией [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.yarsklib.ru/_doc/collegam/2020. - Дата доступа 19.03.2021.
Молодежь завоевывает библиотечные простанства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mag-union.ru/molodyozh-zavoyovyvaet-bibliotechnye-prostranstva-blagodarya-i-vopreki/. - Дата доступа 22.03.2021
Молодежь. Время. Библиотека [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.stavkub.ru/docs/analiz2019. - Дата доступа 22.03.2021.
Ярмарка библиотечных идей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bibliokashary.ru/index.php/professionalam/izdaniya/2-uncategorised/583-yarmarka-bibliotechnykh-idej. - Дата доступа 23.03.2021.
Методические рекомендации подготовила:
методист I категории отдела библиотечного маркетинга
Жанна Леонидовна Федуро.