Летние каникулы для детей – самое ожидаемое время в году, пора новых открытий, знакомств, впечатлений. Лето для библиотек – это уникальная возможность создания пространства творчества и общения на основе книги.
Главная задача работы библиотек в летний период – это привлечение детей и подростков к чтению, участию в клубах по интересам, в массовых мероприятиях, способствующих развитию их творческих способностей и расширению кругозора. Кроме этого, летние чтения в какой-то мере помогают решению проблемы занятости детей и подростков в дни каникул. Чем заполнить свободное время детей и подростков, как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены программы летних чтений, цель которых – привлечение детей в дни летних каникул к систематическому посещению библиотек и чтению, организация досуга детей и подростков.
Задачи программы:
- формирование и расширение читательского кругозора;
- развитие читательского интереса через индивидуальные и творческие формы работы;
- привлечение внимания детей и подростков к истории родного края, воспитание нравственности, гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- привлечение внимания детей и подростков к проблемам здорового образа жизни, к проблемам профилактики правонарушений и дорожно-транспортного травматизма во время летних каникул;
- закрепление роли книги и чтения в саморазвитии юного читателя;
- привлечение новых читателей в библиотеку.
Возможны следующие варианты названий программ летних чтений: «Ни дня без книги», «У книг не бывает каникул», «Здравствуй, книжное лето!», «Лето, книга, фантазия», «Каникулы без скуки», «По книжным тропинкам лета», «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето!», «Лето открытий», «Лето с книгой», «Летние каникулы – любимая пора», «Лето в книжной компании» и др.
Одно из главных условий успешного проведения программы летнего чтения – она должна быть интересной и неформальной. В остальном – полное творческое разнообразие.
Рекомендуется изготовить летние читательские буклеты, в которые необходимо включить задания, способствующие развитию воображения, фантазии, творчества читателей-детей. Это могут быть литературные головоломки, кроссворды, загадки, вопросы викторины, рассказ о понравившейся книге, прочитанной летом, придумывание окончания истории, иллюстрация к книге и т.д.
Мероприятия, проводимые в библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и подростков, их возрастных особенностей и отличаются многоплановостью: это часы затей, квесты, театрализованные представления, ролевые и литературные игры, конкурсы, викторины и т.д.
С учетом интересов детей определяется тематика летних чтений. Надо помнить о том, что наиболее актуальными для детей в данный период являются такие темы, как экология, основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни и нравственность.
Особое внимание в библиотеке необходимо уделять выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Они являются оригинальной формой работы по привлечению детей к чтению. В летний период можно организовать выставки: «Любимые книги наших родителей», «Лето – время читать, восхищаться и спорить», «Лучший отдых с пользой для ума», «Как твои сверстники проводят лето» и др.
Выставки могут быть разнообразными по форме: выставка-инсталляция, выставка-диалог, выставка-кроссворд, выставка-рассказ, выставка-рекомендация, выставка-опрос, выставка-поиск, выставка-отзыв, выставка-совет, выставка-хобби и другие. Подобного рода выставки приглашают читателей к общению, диалогу, поиску информации.
В период летних каникул необходимо сформировать площадку культурного досуга детей и подростков; обеспечить условия для интеллектуальной, творческой, деятельности. Интерес у читателей вызовут встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, знаменитыми земляками).
Создайте летнюю мастерскую, где можно мастерить, шить, лепить, рисовать, например:
• «Веселое ателье художника», где можно нарисовать любого героя, выполнить коллаж, изготовить аппликацию, собственный портретшарж или портрет друга и т.д.;
• творческую фотолабораторию «Глаз-алмаз», где можно фотографировать забавные и серьезные моменты, связанные с книгой;
• литературный класс «Гусиное перо», где можно попробовать себя в литературном творчестве.
Интересна такая форма работы – как организация летнего читального зала.
В период летних каникул можно провести акции: «Ромашковая поляна пожеланий», «Здравствуй, лето!», «Книга на лужайке», «Летняя фишка – читай с друзьями книжку!», «Летнее читательское настроение», «Настроение читать», «Узнай за лето про чудеса света» и т.д.
Интересный ход для привлечения читателей к книге – организация тематических дней в библиотеке.
• День селфи – в библиотеке нужно оформить креативную тематическую фотозону. Получившиеся фотографии читателей – отличная база для проведения конкурса «Библиоселфи-2022» или «Библиолето-2022».
• День сюрпризов – приятные неожиданности будут ждать читателей в этот день: вкусные подарки на книжных стеллажах, интересные книги в закрытых обложках, библиотекари в образах знакомых героев.
• День загадывания желаний – в библиотеке можно организовать дерево желаний – загадал желание, написал его на листочке. Чтобы желание сбылось наверняка – надо обязательно прочитать волшебную книжку.
• «Зелёный день в библиотеке» – нужно оформить выставку литературы о живой природе, провести мастер-классы, беседы, конкурсы, направленные на экологическое воспитание детей. В этот день участники получают призы зелёного цвета.
• День веселых затей для книжных друзей – участникам предлагается участие в различных литературных конкурсах, викторинах, играх.
На протяжении недели можно организовать цикл мероприятий «Библиотечное лето»:
Понедельник – турнир любителей настольных игр.
Вторник – библиотечная площадка «Лапы, уши и хвосты!» (чтение и обсуждение рассказов о животных).
Среда – познавательные путешествия «Круиз без виз» (изучение истории, традиций и культуры, природы и достопримечательностей разных стран мира).
Четверг – игровая площадка «Весёлое лето» на улице с подвижными играми, викторинами, турнирами.
Пятница – творческая мастерская «В компании фантазёров» (для тех, кто любит читать и мастерить). Это могут быть летние мастер-классы: «День Самоделкина», «Поделки из газеты жарким летом», «Цветы из салфеток своими руками» и т.д.
Лето – время не только отдыха и радости, но и родительской тревоги: подростки чаще, чем в другое время предоставлены самим себе. В летний период как никогда актуальны темы профилактики негативных и асоциальных явлений. Рекомендуется использовать такие формы работы, как акции, тематические беседы, диспуты, диалоги, дискуссионные часы, конкурсы рисунков: «Мы выбираем жизнь», «День без табака, жизнь без табака», «Вредные привычки - нам не друзья», «Дети сегодня – это мир завтра», «Детство в зоне риска», «Сигнал тревоги» и т.д.
Можно провести дни профилактики или дни безопасности: «Безопасное лето», «Лето – Каникулы – Безопасность», «Вода ошибок не прощает», «Огонь – наш друг и наш враг» и т.д.
Формой индивидуальной работы в помощь организации досуга и привлечения к чтению является игровой буклет (например, «Радость чтения»). В течение определённого времени ребятам предлагается выполнить задания игрового буклета, предполагающие ответы на вопросы по книге и творческую работу (сочинить сказку, сделать поделку, нарисовать рисунок). Задания можно выполнять как дома, так и в библиотеке. Работая с буклетом, читатель не только расширяет кругозор своих знаний, но и обучается навыкам работы с книгой, знакомится с новой литературой. По итогам работы с буклетами проводится праздник, где самые активные участники награждаются призами.
Во время каникул нужно устраивать больше конкурсов (рисунков, стихов, коллекций, фотографий и т.д.). Так, можно объявить на лето конкурс фоторабот детей «Сделаем мир добрее», а в конце лета в библиотеке оформить фотовыставку.