Там, где рощи и леса,
Да седые облака,
Во дозоре, молодцы стояли.
Кони держат седока.
Птицы смотрят свысока.
От набегов землю защищали.
Где былинная трава
Да могучие ветра.
Снова, чтобы не было печали.
И, конечно, на века
Слава была велика,
И от страха вороги дрожали.
Меч, копьё и булава
Да тугая тетива –
Во доспехи легкие одеты.
Вот такие, брат, дела...
А на небе синева.
Да и песни все еще не спеты.
Смотрят три богатыря
Во далекие края,
Чтобы не хлебнуть кому-то горя.
Знает матушка земля
Да родимая семья:
Всякому своя бывает доля.
Перад табой, чытач, – карціна.
Гэта наш Францыск Скарына.
З кніжкай, на цэнтральным плане
У велічавым годным сане.
З Полацка. Купецкі сын.
Слаўны беларус-ліцвін..
Справай годнай смелаю
Русь праславіў Белую!
Першы прыклад нам падаў:
"Біблію" надрукаваў.
Каб усходняе славянства
Адраклося ад паганства.
І усходнія славяне
Узялі веру – хрысціяне.
Каб дарослыя і дзеці,
Як у прагрэсіўным свеце,
Навучыліся чытаць,
Свет па кніжках пазнаваць.
Берег седая волна омывает,
Ветер Балтики по глади шалит.
Чайка с криком над морем летает,
То вдруг в пучину седую летит.
Свинцовым небом нас море встречает.
Рыбацкие лодки на берегу.
Лёгкий бриз их надежно качает,
Нагоняя волна на волну.
Рыбаков не пугают свинцовые тучи.
К осенней пучине готовится снасть.
Голландцы видали волны покруче,
Им не страшна любая напасть.
Крепкие лодки и парус надежный.
Реи твёрдо на мачтах стоят.
Рыбак в море всегда осторожный,
Но возвратиться с уловом предки велят.
Он собой являет образ солнца,
Неся миру святую доброту.
Будто открывает красоты оконце
И заполняет души пустоту.
Его лик приветливо красивый
Нас встречает, улыбку всем даря,
Вещая миру, что он счастливый
Из земли сладости беря.
Он кладезь семечек полных,
Покрытых защитной шелухой.
Это его величество Подсолнух,
Вознесённый под небесной синевой.
Соберем букет из молодых отростков,
В вазу их с любовью поместим.
Явим лик щенка-подростка,
Он в дизайне очень совместим.
Вот, наконец, и распахнулось кимоно
Весеннего пурпурного тюльпана,
Его в апреле ожидали: рано!
Сегодня лёгкий аромат пьянит вином!
Присел здесь шмель – гудящий мини-вертолёт,
Он до сих пор питался лишь фаст-фудом,
Но в лоно яркого проник сосуда
И ненасытно-жадно хмель нектарный пьёт.
Смеялось небо, сбросив тучек паранджу,
Увидев нас в весенней эйфории.
И что-то птицы громко говорили
На ветках яблонь, сквозь цветной гипюр-ажур!
Так явно слышен хвои аромат:
Воздушно передал кудесник Шишкин
Его на полотне, где, как мальчишки,
Резвятся трое славных медвежат.
И каждый каждому и друг, и брат:
Лесная, видите ли, солидарность!
А если кто друг друга и ударит:
Игра, борьба – никто не виноват!
За всеми строго наблюдает мать.
А, может, это старшая сестрёнка?!
И если что – то выпорет в сторонке:
Да сорванцы! Ну что с них можно взять?!
У сосен меж собою разговор
О молодости, мудрости, печали,
О корабельных мачтах как мечтали,
Но ураган сгубил одну с сестёр.
Здесь осязаем звонкий птичий хор:
Природный дом – это не прутья клетки.
Так искренни лесные шансоньетки,
И голоса у всех, как на подбор!
А солнышко пытается пробить
Завесу из тумана этим утром,
Росинки чтоб играли перламутром,
Чтоб лес теплом и светом озарить!
И в этом царстве девственном таком
Ещё и не бывали, видно, люди.
Пусть в первозданной прелести и будет
Сосновый лес, который так знаком!
Там воздух свеж, как и палитры краски,
Что смешаны с флюидами души.
Касаясь кистью тайн лесной глуши,
Художник создал нам шедевр прекрасный!
Поэзия и живопись неразделимы.
Они, как музы две, в сфере земной:
Художник кистью создает картины,
Поэт пером рисует образ свой.
Они, как символ олицетворенья,
Порой загадочной фантазии полны.
В них видим нашей жизни отраженье,
Природы, неба, солнца и луны.
То тихую гладь рек, озер зеркальных,
То багровеющую осень на холсте,
То золотую россыпь звезд хрустальных –
Всё это у поэта на листе.
Мы живопись глазами осязаем
И, ощутив поэзию душой,
Их обе вдохновением рождаем,
Наполнив мир духовной красотой.
Где сосна, корнем в землю врастая,
Дотянулась до самых небес,
Смотрит с верою рожь золотая
На дорогу разбитых надежд,
Что петляет по полю уныло,
Как судьба бедных, русских крестьян.
Скоро солнце с безудержной силой
Разорвёт тягот жизни туман.
Связал воедино небо и землю
Могучею силой ливневый дождь.
Природа стихии покорно внемлет
И солнце за дымкой скрывает мощь.
Смешался миг своенравной погоды –
Ворчливое небо, луч солнца и лес.
Гроза – затмение жизни. И всходы,
Где люди, их чувства, дорога и крест.
Внимательно взираю на творение,
Что красками начертано рукой...
Пытаюсь описать в стихотворении,
Но, видимо, поэт я никакой.
Ах, как воспеть в строках была бы рада,
Да не найти мне подходящих слов.
И я стою у Черного квадрата,
Среди толпы баранов и ослов.
Всё залито светом, божественным светом,
На каждом листочке его благодать!
Художник, наверно, в душе был поэтом,
Иначе нельзя это чудо создать!
Дубовая роща, лесная поляна,
Дубы-великаны глядят свысока,
Не юны, не стары, все в рыжих кафтанах,
Качают на кронах своих облака.
Столетние стражи стоят молчаливо.
Все с видом суровым: они на посту.
Лесные дубравы – легенды и диво,
Красу вашу миру видать за версту!
Расправили плечи на солнечном шаре,
Подножье своё застелили ковром.
И красное лето пылает в разгаре,
И правит свой бал золотистым веслом.
И нежно струится лазурь небосклона,
И льётся тихонько на сказочный лес.
Дубы, как цари, торжествуют у трона!
Здесь верится нам в исполненье чудес!
Лесные дубравы – наследники славы!
Вы – память живая и бед, и побед!
В себе вы храните и тайны, и нравы
За век свой великий, что в тысячу лет!
Падручнік трапіў пад руку,
А там – партрэт бацькоў старэнькіх.
Я доўга на яго гляджу –
Нутро зашчэміла, да енку.
Яны, упары, за сталом,
Гартаюць моўчкі фотаздымкі,
Дзяцей чакаючы дамоў,
Спадзеючыся на абдымкі.
Бацькі чужыя, не мае,
Але, зірнуўшы ў вочы тыя,
Душу партрэт ускалыхне
І памяць думкамі прамые.
Самотны позірк ці адчай,
Гадамі зрэзаныя пальцы
І надпіс "Маці, выбачай"
На пажаўцелай фотакартцы.
А за акном бялюткі снег
Пазамятаў дадому сцежкі,
І бацька ўжо сівенькі дзед,
Без той, былой, яго ўсмешкі.
Чакаюць у роспачы дзяцей,
Перабіраючы "юнацтва",
У доўгай повязі надзей:
Сям’ёю за сталом сабрацца.
Однажды я увидела картину,
Которая меня так поразила!
В деталях помню: штиль и моря сила!
Из безмятежности уход в пучину!
"От штиля к урагану". А быть может,
От детства и до старости глубокой?
Иль от любви до жизни одинокой?
Что Айвазовский отразил в ней всё же?
А, может, воссоздал образ России?
На полотне одном так дерзко, смело,
Объединив достаточно умело,
Историю страны, как часть стихии?
И через все оттенки и нюансы,
Без ярких красок Айвазовский вносит
Динамику и мощь! И неба просинь
Уже превращена вся в диссонансы!
Я сравнивала с музыкой – и вот
"Девятый вал" – громкий аккорд представишь,
"От штиля к урагану" – это клавиш
В минорной гамме перебор идёт.
И, если посмотреть слева направо,
Переживёшь ты вновь все превращенья:
От радости мечты до ощущенья,
Что человек для моря стал забавой.
И, как и в жизни, невозможно вспять
Перевернуть течение событий,
Так и в картине, нет сюжета нитей,
Чтоб справа влево взглядом провожать.
Я думаю, нас маринист призвал
Подумать об изменчивости жизни,
О том, где мы сейчас и где наш ближний,
И как наш путь непредсказуем, мал...
Перед картиною стою, смотрю:
Там, на холсте, Иван убил Ивана,
Взяв на себя тяжелую вину
За пролитую кровь, не ту, "свою"...
И я стою, смотрю в неё, смотрю
И всё понять пытаюсь: почему?
Он – самодержец, царь всея Ея...
И тут взглянул Ивану (Грозному), в глаза...
И изменилась вдруг картина вся,
И прозвучали на немой вопрос слова:
"Пусть не болит головушка твоя,
В чём виновата душенька моя...
Сочтут, рассудят деяния, меня,
А тут история иная, а не та"...
Хоть и ярка холстинушка сея,
А всё ж – не истина, а смердова* брехня.**
От автора:
* Смерды – социальный слой Древнерусского государства. В исторической науке существуют различные точки зрения о положении холопов и смердов в обществе. Вероятно, первоначально (на ранних этапах развития Древнерусского государства) это была вся масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.
Смерды (в дальнейшем) должны были отбывать воинскую повинность с собственным конём и оружием, кроме того, смерды были обязаны выплачивать Князю дань во время полюдья.
** Так как основой картины является гипотеза, домысл и документально они не подтверждены.
На лодке девочки сидят
И в даль безбрежную глядят.
А время медленно идет.
У лодки – пёсик, тоже ждет.
Во взглядах девочек – тревога.
Быть может, ждать совсем немного,
Возможно, несколько минут!
И девочки сидят и ждут.
На море – штиль.
На лодке – снасти.
Здесь все пророчит
Встречи счастье.