Мирон Николай Владимирович

Родился 31 мая 1936 г. в д. Аталезь Столбцовского района Минской области. 

С августа 1958 г. по ноябрь 1959 г. – учитель информатики Свериновской семилетней школы Столбцовского района. 

С ноября 1959 г. по ноябрь 1961 г. – избран вторым секретарем Столбцовского РК ЛКСМБ. 

С ноября 1961 г. по декабрь 1962 г. – избран первым секретарем Столбцовского РК ЛКСМБ. 

С декабря 1962 г. по июль 1963 г. – избран первым секретарем комитета комсомола Столбцовского производственного колхозно-совхозного управления. 

С июля 1963 г. по апрель 1972 г. – директор Волмянской вспомогательной спецшколы-интерната Столбцовского района. 

С апреля 1972 г. по сентябрь 1974 г. – заведующий отделом социального обеспечения Дзержинского райисполкома. 

С сентября 1974 г. по июнь 1978 г. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе СШ № 1 г. Дзержинска. 

С июля 1978 – директор СШ № 3 г. Дзержинска, в 1991 г. переименована в белорусскую гимназию г. Дзержинска.

Награждён значком «Отличник народного образования» Министерства просвещения БССР, 1967 г., медалью «За доблестный труд», 1970 г., Почётной грамотой Министерства просвещения БССР, 1972 г.

Основные этапы жизни и деятельности

Родился 31 мая 1936 года в деревне Аталезь Столбцовского района Минской области в семье крестьянина, белорус.

Людям моего поколения пришлось пройти через многие жизненные испытания: провести детство на территории, находящейся под Польшей, а потом под оккупацией фашистской Германии.

Во время войны наши родные активно сотрудничали с партизанами. Наш хутор назвали партизанским. Через него шло снабжение продовольствием, медикаментами, иногда взрывчаткой. Мне часто приходилось бывать в дозоре, на связи. Носить еду раненным партизанам, оказывать помощь дедушке в размоле зерна. 

В 1950 году окончил семь классов Аталезской НСМ. В 1953 году окончил среднюю школу № 1 г. Столбцы.

До 1958 года работал в колхозе «Красный партизан», войсковой части.

В 1956 году поступил па заочное отделение БГУ физико-математического факультета, который окончил в 1962 году.

С августа 1958 по ноябрь 1959 года работал учителем математики Свериповской НСШ.

С октября 1959 по июль 1963 г. работал вторым и первым секретарем Столбцовского райкома комсомола.

В июле 1963 года назначен директором областной спецшколы-интерната в Волме. Школа начиналась с создания материально-технической базы, учительского и ученического коллективов, строительства. Работа школы оценена грамотами Министерства просвещения БССР и СССР, присвоено звание «Отличник просвещения БССР».

Выступал с докладом «Организационные формы сельскохозяйственного профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ» на Всесоюзных педагогических чтениях (1973 г.)

С апреля 1972 года по сентябрь 1974 года работал заведующим отделом социального обеспечения Дзержинского райисполкома, а с сентября 1974 по июнь 1978 года - заместителем директора по учебно-воспитательной работе СШ № 1 г. Дзержинска.

В июле 1978 года назначен директором СШ № 3 нашего города. Постепенно складывался хороший творческий коллектив педагогов, способный решать задачи обучения и воспитания учащихся на более высоком уровне. Создавались условия, совершенствовалась кабинетная система обучения, где по каждому предмету предлагалась помощь учителю, имелись учебно-методические комплекты в сочетании с техническими средствами обучения.

Многое делалось по патриотическому и трудовому воспитанию, организации производительного труда. Школа становилась базой для проведения семинаров, педагогической практики студентов. За успехи в обучении и воспитании учащихся награждался различными грамотами областного и районного, потом городского отделов образования, райкома партии. В 1988 году избирался делегатом Всесоюзного съезда учителей. Это был съезд новых идей, организационных подходов в образовании. В духе идей съезда средняя школа № 3 решением областного отдела образования принимает статус школы с изучением английского языка с первого класса. Эта переходная ступень для открытия гимназии на базе СШ № 3 в сентябре 1991 года. Для ее открытия сделана пристройка к главному корпусу здания, пополнена материальная база учебно-воспитательного процесса, проведен конкурсный набор педагогов и учащихся. Создание учебного заведения нового типа оправдало себя.

Это явилось мощным стимулом профессионального роста педагогов, знаний учащихся, совершенствованием организационных форм учебно-воспитательного процесса, многие из которых внедрены в школах района и области, имею в виду «организацию питания» и другие вопросы.

Связь с высшими учебными заведениями стало основой побед гимназистов на республиканских и областных предметных олимпиадах, научных конференциях различных уровней. За время работы директором гимназии награждался грамотами отдела образования. Несколько созывов избирался депутатом городского совета депутатов, членом исполкома, некоторое время был председателем Совета. Участвовал в работе первого Всебелорусского народного собрания в октябре 1996 года.

После ухода на пенсию с должности директора, с 1999 года занялся спасением зданий и сооружений бывшей Волмянской спецшколы, которые приходили в запустение после длительного срока закрытия. На их создание потрачены мои лучшие годы жизни. По-другому поступить я не мог. Во время участия в республиканских научных конференциях учащихся установились хорошие связи с ректором экологического университета им. Сахарова. Им я и предложил взять на баланс все имущество спецшколы.

Мое предложение было одобрено ректором университета. Дано принципиальное согласие на передачу Дзержинского исполнительного комитета. С апреля 2000 года был зачислен в штат университета на должность заведующего учебно-научной станцией «Волма». В третий раз в жизни пришлось создавать и организовывать работу: от подготовки зданий, получения печати и решения многих других вопросов, совсем не похожих по профилю работы учреждений. 

Верным помощником, спутником жизни была жена Мирон Мария Михайловна, 1936 года рождения, с которой мы рядом шли по жизни с июля 1959 года. Правда, был один случай, когда она сказала категорически «нет». Это было в 1967 году. Тогда партийные органы и облоно настойчиво, вплоть до областного комитета партии, направляли меня на должность заведующего Воложинским РОНО. Сказала: «Ты привез меня из Столбцов в Волму, дальше в глушь не поеду».

В семье родились два сына, Володя, 1960 года и Сергей, 1964 года рождения. На каждом месте моего жительства растут и плодоносят плодовые деревья.

Мой педагогический стаж составляет 48 лет, из них 40 - на лет руководящих должностях.

Май 2009 год

"Уроки моего деда" Т.Мирон

Меня зовут Тимофей Мирон. Я учусь в 11 А классе, по моему мнению, самой лучшей школы — гимназии г. Дзержинска. Каждый год в школе проводится День науки, где ученики принимают участие в научной конференции по одному из выбранных учебных предметов. Мне тоже хотелось выступить с докладом, тем более что учитель истории С. А. Жук поддержала с выбором темы – о моём дедушке Николае Владимировиче Мироне.

Николай Владимирович Мирон прожил большую и сложную жизнь, посвятив себя главному – Педагогике. Такие люди, как мой дед, неравнодушны ко всему, стараются все вокруг себя преобразовать, улучшить. Он основывал нашу гимназию, в которой учимся и мы, его внуки.

В 1909 году прапрадедушка Т.Ф. Мирон купил 8 десятин земли. Усилиями Тимофея Филипповича и его сына, Владимира, был организован хутор, расположенный в 3-х километрах от д. Аталезь, что в 14 км от г. Столбцы. На этом хуторе 31 мая 1936 года родился Николай Владимирович Мирон, мой дедушка. Красота здешних мест во многом повлияла на формирование его личности. Он с радостью вспоминает, как бегал купаться на реку Сула, которая протекала недалеко от хутора, как катался на самодельных лыжах и коньках. И, конечно же, в детские обязанности входила помощь взрослым.

Осенью 1941 года к вечеру на хуторе появились красноармейцы. Их оставило командование для организации борьбы с фашистами. Им необходимо было узнать местность, установить связь с населением. Тимофей Филиппович пользовался авторитетом среди односельчан, владел обстановкой, был грамотным. Через некоторое время хутор стали навещать партизаны. Они здесь готовились к выходу на задание. Хозяева часто мололи зерно для партизан. И внукам дед поручал разные задания, с которыми справлялся и Николай. После войны он пошел в школу, которая находилась на расстоянии 3-х километров от хутора.

Очень хотелось учиться, но и трудиться пришлось немало. Жизнь осложнялась тем, что отец — Владимир Тимофеевич — вернулся с войны инвалидом. После семилетки в 1951 году Николай направился на учебу в Столбцы, где была ближайшая от хутора средняя школа № 1. Жил на квартире, домой по выходным дням добирался на попутных машинах, а часто и пешком. Одет ученик был в солдатскую форму, подарил которую вернувшийся из армии старший брат Лёня. Материальное положение семьи не позволило Николаю продолжить образование в высшем учебном заведении. Родители с трудом выдерживали обучение в вузе старшего брата Анатолия, ныне кандидата медицинских наук.

Но настойчивость к получению знаний у парня взяла верх. В 1955 году он продолжил образование заочно в БГУ им. Ленина, став студентом факультета математики. После 3-го курса его направили учителем математики в Свериновскую семилетнюю школу, которая находилась недалеко от деревни Николаевщина, на границе Столбцовского и Узденского районов. Но учительствовать долго не пришлось. В октябре 1959 года на районной комсомольской конференции его избрали вторым секретарём Столбцовского райкома комсомола, а позже он стал первым. Все чаще одолевали мысли о проверке себя на практической работе. Однажды инструктор райкома партии по школам У. Ф. Ермакович сообщил, что на территории, присоединённой к Столбцовскому району бывшей части Ивенецкого района, в деревне Волма, открывается областная спецшкола-интернат, и там нужен директор. Эту новость Николай Владимирович воспринял всерьез, тем более к этому времени окончил учёбу и получил педагогическое образование. На домашнем совете жена, Мария Михайловна, в принципе согласилась на переезд. Хотя в это время уже сложилась семья, рос старший сын Володя, у обоих была работа, двухкомнатная квартира в райцентре, а Волма находилась в 50-ти километрах от Столбцов.


16 июля 1963 года Николай Владимирович получил приказ о назначении директором Волмянской школы-интерната. Работа началась с создания материально-технической базы, комплектования педагогического коллектива, изучения специфики учебного заведения. Как ни старались, а к 1 сентября открыть школу не удалось. 


Вручение золотой медали сыну Сергею

Но через несколько месяцев все стало на свои места. А еще через некоторое время директор с докладом «Организационные формы сельскохозяйственного профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательных школ» принимал участие в республиканских и всесоюзных педагогических чтениях. По их итогам он был награжден грамотами Министерства просвещения БССР и СССР. Ему было присвоено звание «Отличник просвещения БССР».

* * *

После присоединения Волмянского сельского Совета к Дзержинскому району Николай Владимирович получил предложение возглавить отдел социального обеспечения райисполкома. Для сохранения педагогического стажа попросил учебную нагрузку в школе по совместительству. Так он стал физиком в СШ № 1 г. Дзержинска. Сюда семья ехала в количестве четырёх человек, потому что в Волме в 1964 году родился второй сын — Сергей.

В отделе социального обеспечения работать Николаю Владимировичу пришлось недолго. В сентябре 1974 года СШ 

№ 1 срочно нужен был заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Директору школы Виктору Антоновичу Новицкому удалось получить у руководства района согласие о его переводе на эту должность. Годы работы в первой школе помнятся педагогу, как инициативные, творческие. В то время делались первые шаги по внедрению кабинетной системы обучения. Педколлективу школы удалось решить этот вопрос первым в районе. И вот – новое назначение — директором средней школы № 3 г. Дзержинска. Перед педагогическим коллективом была поставлена задача – повысить качество знаний учащихся.


Директор СШ № 3, заслуженный учитель БССР, депутат горсовета, председатель постоянной комиссии по народному образованию Н.В.Мирон среди выпускников школы, июнь 1990 г.  Фото И.Шабалинского (из фондов БГАКФФД)

Удачной формой, объединяющей интересы учеников и учителей, оказалось ежегодное проведение Дня науки, начало которому положили установившиеся в 1982 году связи школы с обществом «Знание» Академии Наук. Первой участницей республиканской конференции была Катя Голубкович, а международной конференции — Юля Мирон.

Настоящим праздником стало открытие школьного «Музея боевой славы» в честь 40-летия Победы.

Школа получила статус школы с углубленным изучением английского языка с 1-го класса. С этим связан один из сложнейших периодов развития учебного заведения. Кроме учебных планов нужна была соответствующая материальная база, лингафонные кабинеты, их комплектация методическими пособиями. Учебники были в единичных экземплярах, которые школа размножала в издательствах. Необходимо было и наличие квалифицированных кадров. Здесь первопроходцем стала заместитель директора по иностранному языку Софья Антоновна Хотенко. Она смогла своей настойчивостью, эрудицией и профессионализмом организовать учебный процесс на должном уровне, пригласить грамотных педагогов.

Школа становилась базой проведения семинаров различного уровня, педагогической практики студентов. И не случайно, когда в системе образования ширилось движение за открытие учебных заведений нового типа, школа №3 была внесена в реестр подготовки к открытию гимназии.


Слова признательности любимому директору

Остро встал вопрос о строительстве пристройки к главному корпусу школы. Проектный отдел Белорусской железной дороги в сжатые сроки провёл геодезические изыскания и разработал проект для пристройки справа для размещения учащихся начальной школы и кабинетов по углублённому изучению английского языка. С левой стороны основного здания была спроектирована вторая пристройка, где планировалось разместить актовый зал, столовую и кафе. Пристройка к правой стороне основного корпуса появилась за 11 месяцев, с правой это сделать не удалось – распался СССР.

В июне 1991 года средняя школа № 3 была преобразована в гимназию.

Открытие гимназии явилось мощным стимулом профессионального роста педагогов, знаний учащихся, совершенствования организационных форм учебно-воспитательного процесса. По многим направлениям деятельности гимназия была первой – по организации школьного питания, связи с высшими учебными заведениями и организациями кафедры эстетического воспитания, выплате стипендий учащимся на Дне науки.

Гимназия успешно работает второй десяток лет, прошла две аттестации Министерства образования, готовится к своему 20-летнему юбилею.

* * *

Будучи на пенсии, Николай Владимирович решил наведать места своей молодости — навестил бывшую усадьбу Волмянской спецшколы. К 2000 году школа-интернат прекратила своё существование, здания и сооружения разрушались, территория пришла в запустение. Заболела душа, защемило сердце, что труд, который потратил коллектив школы, исчезает бесследно, что сделанное не служит людям. Университет им. А.Д. Сахарова, с которым держала связь гимназия, — молодой вуз, нуждавшийся в расширении материально-технической базы.


Н. В. Мирон обратился к проректору университета по науке Андрею Игоревичу Тимощенко. Он поддержал предложение, о сути разговора доложил ректору университета, доктору биологических наук, профессору Милютину Александру Антоновичу. Ему понравилась усадьба школы, перспективы её развития для целей университета. Опять началась рутинная работа по созданию с нуля третьей в жизни Николая Владимировича новой организации — «Учебно-научной станции «Волма» международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова». Он три года работал заведующим учебно-научной станцией, организовывал 

передачу зданий и сооружений, отвод и обработку земли, ремонтировал здания, расселял приехавших студентов на практику. Прошло 10 лет. Неузнаваемо выглядит усадьба бывшей в запустении школы. Сейчас она органично соединяет черты исторического памятника с настоящими достижениями науки.

Всю свою жизнь мой дед руководствовался принципами: делать хорошо, ответственно, профессионально, искать и находить перспективные решения. Это давало возможность добиваться высоких показателей не только в производственных вопросах, но и в общественной работе. За эти успехи он получил многочисленные грамоты, благодарственные письма от партийных и советских органов, районного, областного отделов образования Министерства образования БССР и СССР. В честь 65-летия освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков решением Дзержинского райисполкома Николаю Владимировичу Мирону присвоено звание «Почётный гражданин Дзержинского района».


«Все успехи в работе невозможны без постоянной поддержки семьи, жены», — об этом дедушка напоминает нам не раз. Он очень благодарен жене, нашей бабушке Марии Михайловне, за бережное хранение семейного очага, постоянное внимание, переживания по случаю неудач, за теплые отношения, порядочность и скромность. «Особенно остро чувствуешь это сейчас, — с грустью говорит дед, — когда её нет рядом. Сознаёшь только поздно, что можно было избежать определенных нагрузок. Допущенные ошибки невозможно исправить, о чём я очень сожалею и готов нести наказание. Но большего наказания придумать нельзя, чем то, что её нет с нами…»

Вместо эпилога


Всё вместе взятое дало возможность представителям моего рода пройти сложный жизненный путь от подчинения помещикам, выкупа земли старшим поколением, обработки ее на хуторе. Дед пережил годы немецкой оккупации, получил образование с торбой, вместо ранца, обутый в лапти и деревяшки. На его памяти — стояние в длинных очередях за хлебом в райцентре в послевоенные годы. И наш дед – Учитель, Педагог и просто замечательный человек, которого всей большой и дружной семьей Мироновых мы очень любим.

Т.Мирон

"Партызанскі хутар" М.Мірон

Ідзе час, з памяці сціраюцца многія падзеі, але яркімі застаюцца дні дзяцінства і юнацтва. Для мяне яны прыйшліся на гады вайны. I застылі яны ў мяне ў памяці халоднымі, галоднымі і цяжкімі. У доме зімой замярзала вада. Бацька вярнуўся з фронту інвалідам. Сям'я жыла ў беднаце, адзенне было самашытае, абутак—лапці ды пашытыя буркі. Цяперашні школьны ранец замяняла так званая торба.

Аднак ва ўсіх гэтых складанасцях мы, дзеці вайны,

знаходзілі для сябе цікавы занятак. Самі рабілі драўляныя канькі, падкоўвалі іх жалезнымі прутамі. Каталіся на сажалках, замёрзшых зімой. Лыжы былі таксама самаробныя. 3 наступленнем купальнага сезона ў свабодны ад дамашніх спраў час прападалі на рэчцы. З ранніх гадоу дапамагалі бацькам па гаспадарцы. Вучыліся апрацоўваць зямлю і даглядаць пасевы. Да цяперашняга часу з радасцю ўспамінаю заворванне поля на досвітку, калі вакол стаяў пах квітнеючых дрэў і траў. Зямля проста дыхала: над ёй клубіліся хвалі вільгаці, якая выпарвалася. Мноства самых розных птушак садзіліся на ўзараную зямлю. Успаміны гэтыя выклікаюць захапленне ад гармоніі чалавека з прыродай.

Помню і пачатак вайны. Твары бацькоў, суседзяў, знаёмых сталі суровымі і маўклівымі. Размовы вяліся ў аддаленасці ад дзяцей, нам было тады па 8-10 гадоў. Стаўбцоўскі раён быў акупіраваны немцамі ў першыя дні вайны. Наша сям'я жыла на хутары ў адлегласці трох кіламетраў ад Аталезі. Напрамую да Налібоцкай пушчы было 4-5 кіламетраў. Вакол хутара быў лес, поле, пералескі. Прасёлачнымі дарогамі можна было незаўважна праехаць у Зуберава, дзе вусце ракі Сула.

Восенню 1941 года к вечару ў доме з’явіліся чырвонаармейцы. Яны вялі размову з бацькамі, а мне запомнілася яркая чырвоная зорка на фуражцы. Гэта былі чырвонаармейцы, якія засталіся ў тыле ворага для барацьбы з фашыстамі ў партызанскіх атрадах. Яны знаёміліся з мясцовасцю, устанаўлівалі сувязі з насельніцтвам. Цікавасць да нашага хутара была невыпадковай. Мой дзед, Мірон Цімафей Піліпавіч, 1988 года нараджэння, карыстаўся аўтарытэтам сярод мясцовага насельніцва, валодаў абстаноўкай быў адукаваным.

Сустрэча на хутары з чырвонаармейцамі не прайшла бясследна. Праз некаторы час хутар сталі наведваць партызаны. Адны давалі даручэнні па забеспячэнню харчаваннем медыкаментамі, а часам і ўзрыўчаткай, іншыя выкарыстоўвалі хутар для адпачынку і падрыхтоўкі для выхаду на заданне ў начны час у раён Задвор'я, Кучкуноў для правядзення дыверсійных работ па падрыву чыгуначнага палатна.

Помніцца выпадак, калі група падрыўнікоў вярнулася ноччу з задання. Адпачылі і раніцай выйшлі на вуліцу, каб пераканацца, што аперацыя ўдалася. Сапраўды, на радасць усім былі чуваць выбухі. Сярод партызанаў быў і Васіль Шкляр.

Частым заданнем для нас быў размол збожжа для партызан. На млыне ў Наваполлі была вялікая чарга, як тады казалі — на млыне вялікі завоз. Дзед часта браў мяне для нагляду за коньмі, аказання дапамогі пры размоле. Аднак у чарзе звычайна мы стаялі нядоўга. Кіраўніцтва млына ведала, чаму мы такія частыя кліенты на размол збожжа. У дзеда была ўстаноўлена сувязь з кіраўніцтвам цэнтральнай раённай бальніцы. Ён часта быў у Стоўбцах і вяртаўся з медыкаментамі, перавязачнымі матэрыяламі. Прывозіў і выбуховыя рэчывы. Толькі цяпер разумееш, як ён рызыкаваў з такім грузам, праходзячы і праязджаючы ля патрулёў. Падвяргаўся небяспецы не толькі ён, але і сям'я. Многія заданні праходзілі з дапамогай нас, унукаў. Даводзілася пабыць у дазоры, зрабіць разведку, перадаць звесткі.

Рызыкоўным быў выпадак, калі ў час блакады немцамі Налібоцкай пушчы трэба было схаваць траіх раненых партызанаў. Помніцца гэты бой партызанаў з немцамі, якія праходзілі ланцугом па наваколлі. Нас бацькі схавалі ў ямы, дзе захоўвалася насенная бульба, а самі засталіся глядзець за домам. У гэтым баі быў паранены гітлеравец. Старэйшы ў суправаджэнні байцоў загадаў дзеду запрагаць воз і везці параненага ў Стоўбцы. Падводу з раненым суправаджалі нямецкія канваіры. Уся сям'я перажывала за вяртанне дзеда, але ўсе абышлося шчасліва.

У гэты час у лазні знаходзіліся тры параненыя партызаны атрада «Мсціўцы». Сярод іх былі Кульша і Фёдар Шамшын. Задача нас, дзяцей, заключалася ў тым, каб мы дастаўлялі раненым звесткі аб абстаноўцы на хутары і ў яго наваколлі. Мы насілі ім ежу, прыгатаваную бацькамі. Пасля выздараўлення партызаны часта наведвалі нас з удзячнасцю. Яны засталіся сябрамі нашай сям’ і і пасля вайны.

Мікалай МІРОН, былы сакратар Стаўбцоўскага РК ЛКСМБ  (1959-63 гг.), г. Дзяржынск

"Званок паклікаў гімназістаў" І. Шабалінскі

3 гэтага навучальнага года ў нас пачала дзейнічаць новая навучальная ўстанова: на базе трэцяй гарадской СШ адкрыта беларуская агульнаадукацыйныя гімназія. 3 гэтай нагоды на першую ўрачыстую сустрэчу і сабраліся ў мінулую суботу гімназісты і настаўнікі, прадстаўнікі грамадскіх арганізацый, вядомыя вучоныя, пісьменнікі, бацькі гімназістаў.

Пад гукі ўрачыстай музыкі ўзнімаецца дзяржаўны флаг Беларусі. Слова бярэ дырэктар гімназіі Мікалай Уладзіміравіч Мірон. Ён віншуе ўсіх прысутных са знамянальнай датай у жыцці дзяржынцаў, з новым навучальным годам, знаёміць з планамі навучальнай установы.


Шырокія магчымасці для ўсебаковага развіцця асобы адкрываюцца ў гімназіі. Гэта ў першую чаргу права вучня на якасную адукацыю. Тут першакласнікі адразу прымуцца вывучаць адну з замежных моў. 3 пятага класа ім прапануецца авалодаць другой замежнай мовай. У працэсе вучобы выяўляюцца схільнасці выхаванца, і ён па выбранаму профілю будзе працягваць вучобу. Шмат новых дысцыплін прыйдзецца асвойваць гімназістам. База створана добрая, педагагічны калектыў падабраўся творчы, моцны. Хутка ўступіць у строй новая прыбудова да школы, расшырацца класы, аўдыторыі і майстэрні. Словам, усе належныя ўмовы створаны для вучобы дзяцей.

На ўрачыстай лінейцы са словамі добрых пажаданняў выступілі пісьменнікі Артур Вольскі і Мікола Ермаловіч, загадчык аддзела Акадэміі навук БССР Анатоль Сабалеўскі, ветэраны вайны і працы. Прывітальны адрас калектыву ўручыў старшыня выканкома гарадскога Савета Віктар Салыга.

Цёплыя словы і пажаданні, жывыя кветкі, памятныя сувеніры — усё ў гэты дзень было адрасавана гімназістам і педагагічнаму калектыву ўстановы. I вось звініць першы званок. Ён паклікаў гімназістаў у светлыя абсталяваныя класы. Першыя ўрокі далі дэпутат Вярхоўнага Савета БССР Уладзімір Гаркун, дырэктар эксперыментальна-механічнага завода Леанід Быкоўскі, старшыня калгаса імя Дзяржынскага Леанід Кадлубовіч, ветэраны вайны Іван Іванавіч Лысак, Станіслаў Іванавіч Копаць, Надзея Навумаўна Мамнёва і іншыя. 3 канцэртнай праграмай перад прысутнымі выступіў ансамбль гарадскога Дома культуры«Спадчына».

Цёплыя словы і пажаданні, жывыя кветкі, памятныя сувеніры — усё ў гэты дзень было адрасавана гімназістам і педагагічнаму калектыву ўстановы.

І. Шабалінскі

"Сто новых варыянтаў" У. Кобрын

Аб праблемах абнаўлення школы нашаму карэспандэнту расказвае дырэктар СШ № 3 г. Дзяржынска М. У. Мірон.

Мікалай Уладзіміравіч, другая сесія гарадскога Савета народных дэпутатаў абмеркавала пытанне аб стварэнні ўмоў для ўсебаковага развіцця дзяцей і падлеткаў. 3 дакладам выступіць было даручана вам — старшыні пастаяннай камісіі па народнай адукацыі і культуры. Чым выкліканы такі парадак дня?

Ідзе сёмы год рэалізацыі школьнай рэформы. Тэрмін дастатковы, каб даць ацэнку зробленага, асэнсаваць вопыт, усвядоміць пралікі, усім разам падумаць над тым, што трэба зрабіць і як, каб тэмпы і глыбіня абнаўлення школы былі на ўзроўні пастаўленых задач. А гэта патрабуе штодзённых намаганняў.

І што паказала сесія?

Абмеркаванне гэтага пытання, прыняцце рашэння дазволіць прыцягнуць увагу бацькоў, працоўных калектываў, кааператываў, грамадскіх арганізацый да патрэб дзяцей. Мы не можам мірыцца з тым, што працягваецца адчужэнне дзіцяці ад сям'і, больш таго — вучня ад школы. Ці не ад гэтага расце злачыннасць.

Члены рабочай групы азнаёміліся з дзейнасцю большасці прамысловых прадпрыемстваў і арганізацый. Крыўдна, што многія з іх самаўхіліліся ад выхавання падрастаючага пакалення. Па-ранейшаму пры прэміраванні лепшых рабочых не ўлічваецца іх уклад у выхаванне дзяцей.

Якія формы работы з дзецьмі выкарыстоўваюць працоўныя калектывы Дзяржыншчыны?

— У большасці выпадкаў гэта навагоднія ранішнікі, экскурсіі на прадпрыемствы, выдзяленне пуцёвак у піянерскія лагеры, аплата турыстычных пуцёвак, паездкі ў тэатры Мінска. Спашлюся на такія прыклады. Калектыў «Сельгасхіміі» выдаткаваў 200 рублёў для паездкі дзяцей у цырк. Маторарамонтны завод пералічыў 1.200 рублёў на навагоднія падарункі і даплату за пуцёўкі і піянерскія лагеры.

Робяць усё неабходнае па стварэнню ўмоў для ўсебаковага развіцця дзяцей калектывы эксперыментальна-механічнага завода, БУ-1. У інтэрнатах гэтых калектываў для дзяцей ёсць гульнявыя пакоі, працуюць гурткі юных натуралістаў, танцавальныя. Многа праблем узнімалася па паляпшэнню работы дашкольных устаноў.

Хіба ж гэта нармальна, калі ў дашкольных установах аддзела народнай адукацыі горада напаўняльнасць груп даходзіць да 140 працэнтаў. I гэта ў той час, калі на чарзе на ўладкаванне ў дзіцячыя дашкольныя ўстановы — 450 дзяцей.

Патрабуе паляпшэння арганізацыя харчавання ў дзіцячых садах і яслях, медыцынскага абслугоўвання.

А цяпер аб тым, што было галоўным у выступленнях дэпутатаў і запрошаных, калі гаворка закранала праблемы школы.

— На першы погляд, людзі гаварылі аб розным. Але, калі звядзеш у адзінае, калі паставіш побач, пачынаеш разумець, што агульная тэма ўзнімалася — прэстыж настаўніка, наша павага да яго. Інакш і быць не магло. Без высокага аўтарытэту сейбітаў разумнага і вечнага не зблізіць школу з жыццём, не напоўніць яе духоўнасцю.

Кожны настаўнік павінен ведаць пра наватарскія пошукі сваіх лепшых прадстаўнікоў. Лічу, што не варта шкадаваць для іх цёплых слоў. Ім патрэбна падтрымка. Давайце шчыра прызнаемся: рэдка мы ім, таленавітым і няўрымслівым, гаворым дзякуй за педагагічную бескарыслівасць, за адданасць справе, за гарачае сэрца.

Як удасканальваецца сістэма працоўнага навучання і выхавання?

Спынюся на справах школы, дырэктарам якой я з'яўляюся. Пастаянна працуюць швейны цэх, майстэрня па вырабу дэталей для аўтобусаў. Прадукцыя наша залічваецца ў план базавым прадпрыемствам — экспрыментальна-механічнаму заводу і тэкстыльнай фабрыцы. На чарзе — мантаж і здача ў эксплуатацыю камп'ютэрнага класа на 15 персанальных машын.

Арганізацыя прадукцыйнай працы школьнікаў там на ўзроўні, дзе базавыя прадпрыемствы бачаць у сённяшніх вучнях сваіх будучых кадравых рабочых. Нашай школе на такія прадпрыемствы пашанцавала. Іх кіраўнікі чула адносяцца да патрэб педагагічнага калектыву. Нярэдка можна пачуць: школа і базавае прадпрыемства крочаць у нагу. Не магу пагадзіцца з такой думкай. Школа павінна ісці наперадзе. Інакш чаму яна навучыць. А вось крочыць наперадзе мы не можам, бо за што ні вазьміся — трэба ўваходзіць у ролю прасіцеля. Асабліва гэта звязана з пытаннямі працоўнага навучання, арганізацыі вытворчай працы.

Хацелася б пачуць адказ на пытанне: чым сёння вымяраецца работа школы?

— Як і трыццаць гадоў назад, яна ацэньваецца, па-майму глыбокаму перакананню, не галоўнымі паказчыкамі, а планамі работы, пратаколамі педагагічных саветаў, правільна аформленымі класнымі журналамі, колькасцю кантрольных работ і г. д. Гэта прымушае школу траціць дарагі час на паператворчасць, замест таго, каб даваць школьнікам больш шырокі выбар тых прадметаў, якія адпавядаюць іх запатрабаванням.

Няўжо нельга пазбавіцца ад непатрэбнай паператворчасці?

Думаю, што першыя крокі ў гэтым напрамку зроблены. Міністэрства народнай адукацыі рэспублікі прапанавала школам сто варыянтаў навучальных планаў. Галоўнае цяпер для настаўніка — знайсці для сябе найбольш прымальны, той, што прынясе патрэбную задачу.

І апошняе пытанне. 3 якімі пачуццямі дэпутаты пакідалі залу, дзе праходзіла сесія?

Пра іншых гаварыць не буду. А я вяртаўся ў школу з жаданнем падцягнуцца ў рабоце, абавязкова нагнаць тое, што нярэдка не праглядвалася з-за частаколу дробных пытанняў. I яшчэ мне тады падумалася, колькі б мы ні ўпрыгожвалі свой горад новымі дамамі, асфальтавымі вуліцамі, паркамі і скверамі, не яны вызначаюць яго культуру, эканамічны ўклад, а людзі — адукаваныя, моцныя характарамі, падрыхтаваныя да жыцця. Выхаваць такіх людзей — абавязак школы. Таму, напэўна, і вынеслі дэпутаты на абмеркаванне такое пытанне. Размова атрымалася надзённая, патрэбная. Тон ёй задавалі дырэктар СШ N 2 М. Дудзянкоў, загадчыца дзіцячага сада № 7 3.Мажарава, дырэктар дзіцячай спартыўнай школы В. Дзянскевіч, дырэктар школы мастацтваў А.Гірэль, першы сакратар гаркома камсамола В. Савік, загадчык аддзела народнай адукацыі гарвыканкома В. Матусевіч і інш.

У. КОБРЫН

"Николаю Владимировичу Мирону исполнилось 75 лет" Л. Колодинская

2011 год – юбилейный для нашего учреждения – гимназии г. Дзержинска. Нам исполняется 20 лет! За эти годы из стен нашего учебного заведения вышло не одно поколение выпускников – умных, образованных, интеллектуально развитых. Многие из них были в числе первых, кто прокладывал путь в исследовательскую работу, кто завоевывал награды в международных конференциях, кто получал награды в олимпиадном движении.


А ведь у истоков всей этой интеллектуальной деятельности стоял бывший директор СШ № 3, на базе которой и была создана гимназия, первый директор Дзержинской белорусской гимназии (так называлось наше учреждение с 1991 г. по 2005 г.) Николай Владимирович Мирон.

31 мая Николаю Владимировичу исполнилось 75 лет.

75 лет – это целая жизнь! Жизнь огромная, прожитая не зря, наполненная заботами и проблемами, инициативой и новаторством, созиданием и творчеством, а также большой любовью к своей гимназии, которая не иссякает и поныне.

Уважаемый Николай Владимирович! От всей души поздравляем Вас с юбилеем и желаем Вам крепкого здоровья, бодрости духа, оптимизма и, конечно же, преданности и верности своей гимназии

От имени педагогического коллектива ГУО «Гимназия г. Дзержинска»

директор Л. Л. Колодинская

Награды




Источники

Об утверждении списка граждан на присвоение звания “Почётный гражданин Дзержинского района”: решение № 1365 от 23 июня 2009 г. президиума Дзержинского районного Совета депутатов и Дзержинского районного исполнительного комитета.

Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Дзяржынскага раёна.- Мінск: БЕЛТА, 2004.- С. 579.

Шабалинский, И.И. Земляки: шестьдесят пять созидательных лет Дзержинщины/ И.И. Шабалинский, Е.А. Стельмах.- Минск: Энциклопедикс, 2009.- С.33.

Дзержинский район=Дзяржынскі раён=Dzerzhinsk district: фотоальбом.- Минск:РИФТУР ПРИНТ, 2014.- С.31.

Навіцкая, В. Школа: час перамен /В. Навіцкая //Сцяг Кастрычніка.- 1988.- 3 верасня.

Кобрын, У. Сто новых варыянтаў: інтэрв’ю з дырэктарам СШ № 3 г. Дзяржынска М.У. Міронам /У. Кобрын //Сцяг Кастрычніка.- 1990.- 14 жніўня.

Шабалінскі, І. Званок паклікаў гімназістаў: фотарэпартаж /І. Шабалінскі //Сцяг Кастрычніка.- 1991.- 7 верасня.

Будзе тэлескоп над школай // Сцяг Кастрычніка.- 1992.- 14 сакавіка.

Мирон, Н. Открываем путь одаренным и талантливым /Н. Мирон // Сцяг Кастрычніка.- 1998.- 3 кастрычніка.

Воспоминание-сочинение внука Тимофея о своем деде Мироне Н.В., 2000 г. [неопубликованное]

Мирон, Н. Не расстанусь с комсомолом / Н. Мирон // Сцяг Кастрычніка.- 2008.- 29 кастрычніка.

Мірон, М. Партызанскі хутар /Мікалай Мірон // Прамень. – 2008. – 2 ліпеня.

31 мая Николаю Владимировичу Мирону исполнилось 75 лет [электронный ресурс]. Дата доступа: 31.05.2011 http://www.dzr.by/?p=8032 

Гимназия г. Дзержинска отмечает 20-летие [электронный ресурс]. Дата доступа: 24.11.2011 

http://news.21.by/society/2011/11/24/415246.html

Уроки моего деда [электронный ресурс]. Дата доступа: 15.05.2011 http://www.dzr.by/?p=6476 

http://gymndz.com/about

http://www.schoolnet.by/~roo/profkomissii.shtml 

Колодинская, Л. Новатор в образовании / Людмила Колодинская // Узвышша. - 2016. - 1 чэрвеня. - С. 4.

Борисевич, Е. Мудрое лицо почтенного возраста / Екатерина Борисевич // Узвышша. - 2018. - 28 верасня. - С.4.

Уранов, В. Комсомол - моя судьба! / Виктор Уранов. - Узвышша. - 2018. - 2 лістапада. - С. 10.

Мирон, Н. Такое не забывается / Николай Мирон // Узвышша. - 2020. - 3 красавіка. - С.8.

Уранов, В. Творец и новатор: директор первой в районе гимназии отмечает значимый юбилей / Виктор Уранов // Узвышша. - 2021. - 4 чэрвеня. - С. 7.

Анонсы

Ноябрь
«Пристрастия, которые забирают жизнь»: библиотечный квилт к Всемирному дню борьбы со СПИДом
Начало в 14:00

Декабрь
«Пусть всегда будет завтра»: инфо-дайджест к Всемирному дню борьбы со СПИДом
Начало в 10:00

Декабрь
«Особое творчество особенных людей»: презентация выставки творческих работ посетителей отделения социальной реабилитации, абилитации инвалидов ГУ «Дзержинский территориальный центр социального обслуживания населения»
Начало в 11:00