Общие положения
1. Правила пользования государственным учреждением «Дзержинская районная централизованная библиотечная система» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре от 20 июля 2016 г. № 413-З, принятым Палатой представителей 24.06.2016, одобренным Советом Республики 30.06.2016 (глава 18 "Библиотечное дело") и другими законодательными и подзаконными актами Республики Беларусь.
2. Правила регламентируют взаимоотношения пользователей и государственного учреждения «Дзержинская районная централизованная библиотечная система» (далее – Библиотека) в процессе библиотечного, информационного, справочно-библиографического и социокультурного обслуживания.
3. Библиотека имеет право самостоятельно определять содержание, формы и методы своей деятельности в соответствии с целями и функциями, закрепленными в Уставе.
4. Библиотека имеет право обслуживать пользователей Библиотеки в соответствии со своим Уставом и данными Правилами пользования библиотекой.
5. Доступ к документам из библиотечных фондов и информационных ресурсов может быть ограничен в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Порядок регистрации пользователей
6. При регистрации непосредственно в Библиотеке граждане обязаны:
- предъявить документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца;
- сообщить необходимые для оформления сведения;
- ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и подтвердить согласие на их соблюдение личной подписью на регистрационных формах (читательский формуляр).
7. Дети и подростки до 16 лет при записи в Библиотеку с разрешения родителей (устного или письменного), опекунов, или других законных представителей предъявляют свидетельство о рождении (или паспорт) и паспорт родителей ( с согласия родителей), или документ от работников детских учреждений (интернатов, школ).
8. Регистрационные формы (формуляр читателя) оформляются в ручном и (или) автоматизированном режиме работником Библиотеки в присутствии пользователя.
9. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве пользователей библиотек осуществляется на основании договора о библиотечном, информационном и справочно-библиографическом обслуживании.
Примечание:
В соответствии с двадцатым абзацем Статьи 6 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон № 99-З), согласие субъекта (читателя) на обработку персональных данных при регистрации не требуется, так как является необходимым полномочием оператора (Библиотеки) для выполнения своих обязанностей, предусмотренных законодательными актами.
В соответствии с первым пунктом Статьи 17 Закона № 99-З Библиотека обязуется принимать правовые, организационные и технические меры по обеспечению защиты персональных данных от несанкционированного или случайного доступа к ним, изменения, блокирования, копирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Организация обслуживания пользователей
10. Пользователю предоставляется возможность обращаться в Библиотеку, как путем непосредственного посещения, так и в режиме удаленного доступа.
11. Библиотека имеет право вносить изменения в режим работы структурных подразделений учреждения.
12. На дом документы выдаются только на абонементе. Читальные залы Библиотеки предназначены для работы с документами в этих залах. Исключение составляет: выдача документов на дом из читальных залов на платной основе, в соответствии с Положением о дополнительных платных услугах Библиотеки, Прейскурантом цен на дополнительные платные услуги, оказываемые Библиотекой.
13. Документы, заказанные пользователем в книгохранении, направляются в структурные подразделения. На каждый документ заполняется отдельный бланк требования.
14. Во временное пользование для работы документы выдаются:
- из фондов библиотеки, ее структурных подразделений учреждения – сроком до 30 дней, на литературу повышенного спроса срок может быть ограничен до 10 дней. По истечении срока читатель обязан вернуть документы или продлить срок пользования ими при личном присутствии либо по телефону (если на документы нет спроса со стороны других пользователей);
- выдача оригиналов изданий из коллекций книг фонда читального зала осуществляется по специальному письменному разрешению администрации библиотеки и преимущественно для научных и исследовательских целей. При неудовлетворительном состоянии документа предоставляется его копия, если таковой нет, то документ не выдается.
15. При отсутствии необходимого документа в фондах Библиотеки каждый пользователь имеет право оформить заказ на его получение из других библиотек Беларуси через межбиблиотечный абонемент.
Права пользователей
16. Право на пользование библиотеками имеет любое физическое лицо независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических и религиозных убеждений, профессиональной принадлежности, проживающее на территории Дзержинского района, независимо от регистрации, находящееся тут по месту работы, учёбы, отдыха, а также любое юридическое лицо независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.
17. Пользователи библиотек имеют право на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересам.
18. Пользователи Библиотеки в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами имеют право на свободное и бесплатное получение основных услуг, кроме платных (дополнительных) услуг.
19. Лица, которые не могут посещать библиотеку по причине пожилого возраста, ограниченных физических возможностей имеют право на нестационарные формы обслуживания/обслуживание на дому.
20. Лица с ослабленным зрением и лица, лишенные зрения, имеют право на получение документов на специальных материальных носителях информации (аудиокниг).
21. Дети и подростки имеют право на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание в отделе обслуживания детского читателя и других структурных подразделениях учреждения.
22. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается структурными подразделениями Библиотеки по выбору граждан.
Примечание: Исключением могут быть случаи, когда не гарантируется полная сохранность документов из библиотечных фондов (выдача литературы на дом) из структурных подразделений пользователям без регистрации по г. Дзержинску и Дзержинскому району.
23. Пользователи библиотеки имеют право:
- посещать Библиотеку в соответствии с режимом её работы;
- пользователи с ослабленным зрением – входить в здание Библиотеки в сопровождении собаки-поводыря;
- бесплатно получать полную информацию и консультационную помощь о составе фондов и информационных ресурсах Библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных, информационного сайта Библиотеки;
- получать доступ:
к информационным ресурсам библиотеки;
сети интернет;
актуальной правовой информации через эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь "Эталон ";
получать документы либо их копии полученные по межбиблиотечному абонементу, в соответствии с Правилами пользования межбиблиотечным абонементом;
- продлевать срок пользования документом (лично или по телефону) при условии его сохранности и отсутствия запросов со стороны других пользователей на данный момент;
- участвовать в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых Библиотекой как в помещении, так и вне его;
- участвовать в деятельности объединений пользователей Библиотеки;
- пользователям библиотек разрешается использовать в зонах обслуживания пользователей технические средства на автономном питании без звуковых сигналов, за исключением копировальных приборов (сканеров, аудио-, фото-, видеоаппаратуры), мобильного телефона и др. технических средств в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечных фондов;
- пользоваться мобильными телефонами вне зон обслуживания читателей;
- обращаться к представителям администрации Библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по всем вопросам, касающимся обслуживания, приобретения и организации информационных ресурсов и услуг;
- пользоваться иными видами услуг, в том числе дополнительными платными, в соответствие с Положением о платных услугах Библиотеки и Прейскурантом цен на платные услуги, оказываемые Библиотекой;
- дарить книги и другие документы библиотеке.
Обязанности пользователей
24. Пользователи обязаны исполнять Правила пользования библиотекой. Придерживаться режима работы Библиотеки.
25. Ежегодно проходить перерегистрацию в соответствии с данными Правилами: пользователи, записавшиеся в прошлом календарном году и не прошедшие перерегистрацию в текущем году, Библиотекой не обслуживаются.
26. Вовремя сообщать сотрудникам библиотеки об изменениях паспортных данных, регистрации, месте работы (учебы), контактные данные.
27. Снимать верхнюю одежду, головные уборы, объемные сумки и пакеты и оставлять под присмотром библиотекаря на вешалке.
28. Бережно относиться к библиотечным фондам. При получении документов с какими-либо дефектами уведомлять об этом библиотекаря, который обязан сделать на таких документах соответствующие пометки.
29. Возвращать документы в установленный Библиотекой срок.
30. Бережно относиться к имуществу Библиотеки и оборудованию.
31. Вежливо относиться к сотрудникам и посетителям Библиотеки. Соблюдать общественный порядок и чистоту в помещениях Библиотеки. Иметь опрятный внешний вид.
32. В чрезвычайных ситуациях (угроза террористического акта, пожар, авария и иных) выполнять требования работников Библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Пользователям Библиотеки запрещается
33. Посещать Библиотеку в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
34. Входить в Библиотеку с животными, за исключением пользователей библиотек – лиц с ослабленным зрением и лиц, утративших зрение в сопровождении собаки-поводыря.
35. Ходить при выборе книг в фондах Библиотеки с сумками, пакетами и другой ручной кладью. Проносить в Библиотеку продукты питания, принимать еду и напитки в читальных залах.
36. Вносить в Библиотеку любые печатные издания, документы на электронных и других носителях, режущие, колющие предметы.
37. Передавать документы из фондов библиотеки, записанные в учетных документах другим лицам.
38. Выносить документы из помещения Библиотеки без записи в формах учёта.
39. Вносить и использовать различные копировальные приборы (сканеры, аудио-, фото- и видеоаппаратуру), мобильные телефоны и другие технические средства в целях фото- и видеосъемки документов из библиотечных фондов.
40. Осуществлять действия, причиняющие вред документу (вырывать или вырезать страницы, делать пометки, подчеркивать, калькировать рисунки и карты и т.д.).
41. Делать пометки на каталожных карточках и вынимать их из каталожных ящиков.
42. Брать без разрешения документы, полученные другими пользователями.
43. Выполнять системные операции в компьютерной сети Библиотеки, переустанавливать программные средства, отключать от сети техническое оснащение, уничтожать и редактировать файлы, созданные другими пользователями.
44. Самовольно размещать в помещениях Библиотеки объявления, афиши и другие материалы, заниматься предпринимательской деятельностью.
45. Нарушать общественный порядок; курить в помещениях Библиотеки, реализовывать продукцию.
Ответственность пользователей
46. В случае утери, повреждения документов из фондов Библиотеки пользователи заменяют их идентичными или равноценными документами. В случае отсутствия возможности замены документов компенсируют их стоимость в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
47. За утерю или нанесение вреда документам из фондов Библиотеки несовершеннолетними пользователями, ответственность несут их родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под присмотром которых они находятся.
48. Пользователям библиотек, нарушившим сроки возврата документов из библиотечных фондов, до момента возврата этих документов выдача новых документов не осуществляется.
49. Пользователи, нарушающие Правила пользования библиотекой, несут административную, гражданско-правовую (материальную) или уголовную ответственность.
50. Пользователей, создавших в структурных подразделениях Библиотеки ситуацию, препятствующую нормальной работе и чтению (шум, неэтичное поведение), сотрудники имеют право просить покинуть помещение Библиотеки или прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
51. За грубое, некорректное поведение, неуважительные высказывания в адрес сотрудников Библиотеки, Библиотека может обратиться в правоохранительные органы.
52. Пользователи Библиотеки, нанесшие вред имуществу Библиотеки (компьютеры, оргтехника, мебель, электрооборудование и другое имущество), возмещают нанесенный ущерб в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Права библиотеки по обслуживанию пользователей
53. Разрабатывать Правила пользования библиотекой, другие регламентирующий документы, вносить изменения в них.
54.Определять содержание и конкретные формы обслуживания пользователей, условия использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, режим доступа к ним в соответствии с целями и задачами, документами, регламентирующими деятельность библиотеки.
55. Оказывать платные услуги.
56. Требовать от пользователей соблюдение Правил пользования библиотекой.
Обязанности библиотеки по обслуживанию пользователей
57. Содействовать реализации права граждан на библиотечное, информационное, справочно-библиографическое, социокультурное обслуживание.
58. Формировать библиотечные фонды, обеспечивать их сохранность и рациональное использование, следить за своевременным возвратом книг от читателя.
59.Обслуживать пользователей в соответствии с Правилами пользования библиотекой.
60. Предоставлять пользователям информацию об информационных ресурсах библиотеки, о наличии в библиотеке тех или иных документов, предоставлять возможность пользования информационными ресурсами библиотеки.
61. Информировать пользователей обо всех видах услуг, оказываемых библиотекой, об изменениях в режиме работы.
62. Сохранять конфиденциальность сведений о пользователях и их информационных запросах, не использовать эти данные в иных целях кроме научных и библиотечных.
63. Обеспечивать высокую культуру обслуживания, создавать комфортные условия для работы в библиотеке.
64. Предоставлять пользователям по их требованию книгу замечаний и предложений.
Ответственность должностных лиц за организацию обслуживания пользователей
65. Должностные лица учреждения несут ответственность за качество обслуживания пользователей согласно своим служебным обязанностям.