В целях обеспечения реализации права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации в Республике Беларусь создана государственная система правовой информации.
Одним из ее элементов являются публичные центры правовой информации, создаваемые Министерством культуры Республики Беларусь совместно с Национальным центром правовой информации Республики Беларусь на базе государственных публичных библиотек.
Публичный центр правовой информации – пункт свободного доступа граждан к эталонной правовой информации, созданный для обеспечения формирования правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву и содействия проведению мероприятий по правовому просвещению граждан.
Задачами публичного центра правовой информации являются:
- организация свободного доступа граждан к эталонной правовой информации;
- формирование фонда периодических и непериодических печатных и электронных изданий, государственных информационно-правовых ресурсов, содержащих эталонную правовую информацию, материалов научно-практического характера, способствующих полному и адекватному восприятию гражданами их прав и обязанностей;
- использование эффективных форм и методов библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания в целях формирования у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву.
Ресурсы публичного центра правовой информации
Публичный центр правовой информации предоставляет гражданам свободный доступ к правовой информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах: информационно-поисковой системе ”ЭТАЛОН“, интернет-ресурсах правовой тематики, печатных и электронных изданиях.
Электронные ресурсы:
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН“ – государственный информационно-правовой ресурс, формируемый Национальным центром правовой информации Республики Беларусь. Позволяет получить быстрый доступ к эталонной правовой информации от первоисточника, информации правоприменительного характера, формам юридических документов, а также к иной наиболее востребованной и полезной информации: новостям законодательства, справочникам, словарям юридических терминов и определений и др.
Тексты всех правовых актов, содержащиеся в банках данных в составе ИПС ”ЭТАЛОН“, представлены в актуальном состоянии.
В составе информационно-поисковой системы ”ЭТАЛОН“ распространяются:
- копия эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь (включает банки данных ”Законодательство Республики Беларусь“, ”Решения органов местного управления и самоуправления“, ”Международные договоры“);
- банки данных: "Формы документов", ”Правоприменительная практика“;
- тематические банки данных – подборки правовых актов, систематизированные по наиболее актуальным вопросам трудового права, спортивного права, административных процедур, профсоюзного движения, евразийской экономической интеграции, предпринимательства, образования, идеологии, информатизации, а также кадровым и бухгалтерским вопросам, вопросам правовой регламентации порядка формирования, компетенции, организации деятельности государственных органов и организаций, органов судебной власти и органов прокуратуры и др.
Государственные интернет-ресурсы правовой тематики
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by) – основной государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации. Единственный источник официального опубликования правовых актов Республики Беларусь. Содержит правовую информацию, а также научно-практическую, учебную, справочную и иную информацию в области права и правовой информатизации.
- Сайт ”ЭТАЛОН-ONLINE“ (www.etalonline.by) – самый оперативный и наиболее простой в Беларуси способ получения актуальной эталонной правовой информации, которая обновляется в режиме реального времени по мере включения документов в эталонный банк данных Республики Беларусь. Доступ к текстам документов на период от суток до года осуществляется по идентификаторам пользователя (логин, пароль) как на сайте, так и с помощью бесплатного мобильного приложения для планшетов и смартфонов на базе Android и iOS.
- Правовой форум Беларуси (www.forumpravo.by) – интерактивная площадка для общения посетителей сайта и специалистов по правовым вопросам. Основная цель – разъяснение специалистами вопросов в областиправа, обмен правовым опытом, обсуждение законодательства и практики его применения, предоставление каждому возможности высказать свое мнение.
- Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by) – ресурс для детей и подростков, который поможет им получить правовые знания, узнать о законодательстве Республики Беларусь и других стран, своих правах и обязанностях в интересной игровой форме.
Печатные:
- Периодические и непериодические официальные печатные издания НЦПИ:
Конституция и кодексы Республики Беларусь;
Сборники нормативных правовых актов и комментированные издания;
Серия ”Правовая библиотека НЦПИ“;
- Периодические и непериодические издания правовой тематики: научно-практический журнал ”Право.by“
Новое в законодательстве Республики Беларусь
2023 год
О садоводческих товариществах
Указ Президента РБ №155
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 155 «О садоводческих товариществах». Документ направлен на устранение накопившихся с учетом практики деятельности садоводческих товариществ пробелов и противоречий в законодательстве, упрощение решения многих вопросов, касающихся их внутренней организации, совершенствование подходов к внешнему управлению товариществами, создание условий для развития их инфраструктуры, наведение порядка на территориях.
Указом вводится возможность передачи на баланс государственных энергоснабжающих организаций высоковольтных электросетей товариществ по фактическому состоянию вне зависимости от срока их ввода в эксплуатацию.
Предусматривается также порядок передачи внутренних сетей с последующим заключением прямых договоров электроснабжения с гражданами – членами товариществ. Такая передача будет осуществляться при условии нахождения электросетей в технически исправном состоянии и установки (наличия) выносных приборов учета расхода электроэнергии.
Прием в государственную собственность электрических сетей товариществ позволит обеспечить их надежную и безопасную эксплуатацию за счет качественного обслуживания специализированными организациями, а члены товариществ смогут применять тариф на потребляемую электроэнергию как для жилищного фонда.
С учетом практики правоприменения, а также мнения граждан изменены подходы к формированию размеров членских взносов. Существующие нормы об их взимании вне зависимости от размеров земельных участков скорректированы. Указом предоставлено право общим собраниям садоводческих товариществ самостоятельно принимать решения по данным вопросам.
Исходя из запросов на местах и обращений граждан, а также общественного мнения о повышении роли государства в сфере контроля за деятельностью садоводческих товариществ, Указом местные органы власти наделяются правом назначать председателя правления товарищества в случае его длительного отсутствия, а также отдельными полномочиями по текущему управлению товариществами (например, требовать проведения внеочередного общего собрания).
Для садоводческих товариществ вводится возможность получать в местном исполкоме (на безвозмездной основе) информацию об изъятии и предоставлении земельных участков, о государственной регистрации перехода прав на земельные участки либо долей в праве на них. Это будет содействовать ведению актуального учета членов товариществ, реализации их прав и обязанностей, соблюдению правил внутреннего распорядка, устава товарищества, уплате взносов, земельного налога, налога на недвижимость и т.п.
Кроме того, документом определен порядок принятия членами товарищества решения о включении его территории в черту населенного пункта либо образования на его базе населенного пункта.
Урегулированы вопросы, связанные с поступлением в коммунальную собственность бесхозяйных садовых домиков, а также отражены особенности отчуждения садовых домиков (долей в праве на них), признанных бесхозяйными или выморочным наследством. Также урегулированы вопросы членства в товариществах лиц, являющихся участниками долевой собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка (в случае наследования либо перехода прав на земельный участок в долях).
Указом введена возможность привлечения аудиторской организации либо аудитора для внутреннего контроля за деятельностью товарищества. Расширен и конкретизирован перечень документов, с которыми могут знакомиться члены товарищества (с уставом, сметами доходов и расходов, отчетами председателя правления и ревизионной комиссии, протоколами общих собраний (собраний уполномоченных), иными документами товарищества).
Установлены дополнительные меры для наведения порядка на территории товариществ (в частности, проведение инвентаризации участков не реже одного раза в три года).
Указ вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Регламентирующий в настоящее время эти вопросы Указ от 28 января 2008 года № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», соответственно, признается утратившим силу.
//https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/maj/74355/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Арендное жилье для военнослужащих
Указ Президента РБ №37
Военнослужащие в Беларуси получили возможность на безвозмездной основе стать собственниками арендного жилья, в котором проживали. Обязательное условие – 25 календарных лет выслуги. Но оно не единственное. Как следует из Указа № 37 от 13 февраля 2023 года, размещенного на портале Президента Беларуси, есть четыре обстоятельства, которые могут помешать военнослужащим получить в собственность арендное жилье.
Кто может претендовать на получение в собственность арендного жилья
Действие указа распространяется на военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в Минобороны, МВД, МЧС, КГБ, ГПК, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, КГК, центральных аппаратах Следственного комитета и ГКСЭ, а также в организациях, входящих в систему данных государственных органов или подчиненных им.
Право на приобретение арендного жилья в собственность может быть использовано военнослужащим один раз.
Безвозмездно – при наличии 25 лет выслуги. Правда, есть одно «но».
Арендное жилье, предоставленное по договору найма в связи с характером служебных отношений, передается военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в собственность по их заявлениям при наличии 25 календарных лет выслуги безвозмездно.
Однако тем, кто воспользовался государственной поддержкой, оно будет передано в собственность на возмездной основе. Исключение - случаи, когда право на господдержку в соответствии с законодательством может быть реализовано повторно.
Ограничения. Если есть хоть одно, стать собственником не выйдет
В указе для потенциальных собственников арендного жилья прописаны четыре условия, которые не позволят стать собственниками реальными. Наличие хотя бы одного из четырех исключает передачу арендного жилья в собственность.
Первое. Наличие задолженности по плате за пользование арендным жильем, за ЖКУ, за электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах, а также задолженности по возмещению расходов эксплуатационных организаций.
Второе. Направление военнослужащего, членов его семьи на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений как состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данном случае учитывается также получение земельного участка. Все это касается тех, кто получил направление от госорганов (организаций) либо местных исполнительных и распорядительных органов.
Третье. Переход права собственности на жилое помещение (долю в праве общей собственности), расположенное в населенном пункте по месту прохождения службы, от военнослужащего, членов его семьи к другому лицу в течение трех лет до даты подачи заявления (в Минске и населенных пунктах Минского района учитываются жилые помещения (доли в праве общей собственности на жилые помещения) в Минске и населенных пунктах Минского района).
Четвертое. Снятие военнослужащего с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения, расположенного по месту прохождения службы, принадлежащего на праве собственности супругу (супруге) и являющегося (являвшегося) их совместно нажитым имуществом, в течение трех лет до даты подачи заявления на приобретение в собственность арендного жилья. Как и в предыдущем пункте, в Минске и населенных пунктах Минского района учитывается факт снятия с такого учета в этих же регионах.
Исключение – если при регистрации по месту жительства имелись основания для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Если 20 лет выслуги – приобретение за плату. Какой будет стоимость?
При наличии 20 календарных лет выслуги арендное жилье передается в собственность на возмездной основе по оценочной стоимости, но не выше рыночной. И та, и другая определяются по результатам независимой оценки. Проводить ее уполномочен Институт недвижимости и оценки.
Разрешено производить оплату в рассрочку на 15 лет ежемесячно равными долями без индексации платежей при условии, что в течение одного месяца с даты подписания договора купли-продажи арендного жилья будет внесен первоначальный взнос в размере 10 % от его стоимости. При желании можно выплатить рассрочку досрочно.
Дополнительные соцгарантии
Для военнослужащих и членов их семей указом предусмотрены также дополнительные социально-правовые гарантии. Так, для военнослужащих, имеющих выслугу 20 календарных лет и уволенных в запас, которые не желают приобретать занимаемое арендное жилье в собственность, сохраняется право владения и пользования этим жильем с возможностью продления договора найма до улучшения ими жилищных условий.
Членам семьи военнослужащего, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей, занимаемое ими арендное жилье будет передаваться в собственность безвозмездно, независимо от выслуги лет. За членами семьи военнослужащего, умершего по иным причинам в период прохождения военной службы, сохраняется право владения и пользования арендным жильем на прежних условиях до улучшения ими своих жилищных условий.
// https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/february/73268/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Льготный кредит на первое высшее образование
Постановление Совета Министров №39
Постановление Совета Министров от 18 января 2023 г. № 39 «О регулировании вопросов в сфере образования, предоставлении субсидий и финансировании расходов организаций».
Правовым актом, в частности, утверждены:
- Положение о порядке предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
- Положение о порядке заключения договоров о подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием за счет грантов на обучение;
Предоставление кредита
Положением определен порядок предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, которое получают на платной основе в дневной форме граждане Республики Беларусь в:
- государственных учреждениях высшего образования (УВО);
- УВО потребительской кооперации Республики Беларусь;
- УВО Федерации профсоюзов Беларуси.
Условия получения кредита
Граждане могут получить кредит, если среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи, исчисленный в порядке, установленном законодательством для расчета среднедушевого дохода их семьи для предоставления государственной адресной социальной помощи, за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для получения кредита, с учетом определенных Положением особенностей, не превышает 350 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату подачи документов для получения кредита.
Кто может получить кредит?
Кредит предоставляется обучающемуся либо одному из его родителей или иному законному представителю обучающегося.
Куда перечисляются кредитные средства?
Кредит предоставляется в белорусских рублях посредством перечисления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет УВО в соответствии со сроками, указанными в договоре о подготовке специалиста с высшим образованием на платной основе.
Какие еще вопросы урегулированы Положением о порядке предоставления кредита на льготных условиях?
Положением, в том числе, урегулированы вопросы:
- возврата денежных средств, предоставленных в форме кредита, не использованных на обучение;
- предоставления кредита при восстановлении обучающегося на дневную форму получения образования в УВО, а также в случае перевода в другое УВО;
- возврата (погашения) кредита.
Обучение за счет грантов
Постановлением также утверждено Положение, которым установлен порядок заключения договора о подготовке специалиста с высшим образованием за счет грантов на обучение, договора о подготовке специалиста (рабочего) со средним специальным образованием за счет грантов на обучение в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования Республики Беларусь, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
С кем заключается договор?
Учреждение образования заключает договор о подготовке:
- с иностранным гражданином (лицом без гражданства);
- с законным представителем несовершеннолетнего иностранного гражданина (лица без гражданства) – при предъявлении документов, подтверждающих статус законного представителя;
- с представителем иностранного гражданина (лица без гражданства), действующим на основании доверенности, удостоверенной нотариально, или уполномоченным должностным лицом.
О разъяснении положений договора
При заключении договора учреждение образования обязано разъяснить его положения иностранному гражданину (лицу без гражданства), законному представителю, представителю иностранного гражданина (лица без гражданства).
При необходимости для разъяснения может быть приглашен переводчик.
Внесение изменений в правовые акты
Постановлением № 39 предусмотрено внесение изменений в ряд постановлений Правительства, в числе которых:
от 26 мая 2006 г. № 665 «О предоставлении скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся»;
от 19 августа 2011 г. № 1110 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий и порядке финансирования расходов некоторых организаций, осуществляющих подготовку, выпуск, комплектование и (или) доставку социально значимых и учебных изданий, учебно-программной документации образовательных программ, учебно-методической документации».
// https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/january/72890/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Новый порядок расчета выплат по больничным
Постановление Совета Министров №945
Постановлением Совета Министров от 30 декабря 2022 г. № 945 внесены изменения в постановление Правительства от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
С 1 января 2024 года (с момента вступления в силу основных положений постановления № 945. – прим. Pravo.by) повысится уровень социальных гарантий гражданам по предоставлению пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, так называемым больничным.
1. Минимальный размер больничных будет рассчитываться из размера минимальной заработной платы.
В действующем порядке расчета – 50 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – 169,92 руб.
2. Увеличится размер больничных для граждан, работающих 10 лет и более.
Так, для граждан, имеющих стаж работы с уплатой взносов в бюджет ФСЗН 10 лет и более, больничный с первого дня болезни будет оплачиваться в размере 100 % утраченного заработка.
Для граждан со стажем менее 10 лет – больничный с первого дня болезни будет оплачиваться в размере 80 % утраченного заработка.
В действующей редакции пособие по временной нетрудоспособности первые 12 дней возмещает 80 % утраченного заработка, остальные дни болезни – 100 %.
«Для работающих граждан, имеющих право на пособие с первого дня в размере возмещения 100 % утраченного заработка (пособие по уходу за ребенком, по беременности и родам и т.д.), подходы не изменятся», – подчеркнули в Минтруда.
3. Увеличится размер среднедневного заработка, применяемого для расчета больничных.
В расчет будут включаться все выплаты, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН на социальное страхование по всем работодателям (в том числе бывшим) в расчетном периоде. При этом, в настоящее время в расчет среднедневного заработка включаются только выплаты, связанные с трудовым результатом (в расчет не включаются единовременные выплаты – материальная помощь, пособие на оздоровление и др.).
4. Больничные будут назначаться только по основному месту работы с учетом заработка у всех работодателей.
Работодатель на основании данных, предоставленных ФСЗН, рассчитает и выплатит пособие с учетом заработной платы со всех мест работы. Сейчас пособие назначается у каждого работодателя, с которым оформлены трудовые отношения на дату открытия больничного с учетом заработка у данного работодателя.
5. Право на больничные будет определяться при условии нетрудоспособности по всем местам работы.
Предоставление указанных преференций для граждан и их нанимателей стало возможным за счет изменения подходов по определению расчетного периода для исчисления больничного.
Так, при определении расчетного периода будут учитываться календарные дни 18 месяцев (за исключением периодов простоев и отпусков за свой счет по инициативе нанимателя, периодов временной нетрудоспособности и периодов получения иных социальных выплат).
Установленный расчетный период позволит исключить случаи искусственного завышения среднедневного заработка и максимально справедливо определить сумму больничного с учетом участия граждан в системе государственного социального страхования.
// https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/january/72706/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Обновлены правила приема в учреждения высшего образования
Указ Президента РБ №2
Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 изложены в новой редакции Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования.
Кто может поступать в учреждения высшего образования (УВО) Беларуси?
Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, вправе участвовать в конкурсе на получение высшего образования:
- в государственных УВО за счет средств республиканского бюджета (бюджет), если высшее образование за счет средств бюджета получается ими впервые;
- в государственных или частных УВО на платной основе.
Кроме того, второе и последующее высшее образование в государственных УВО за счет средств бюджета вправе получать:
- лица, которым противопоказана работа по полученной ранее специальности в связи с ухудшением состояния здоровья, при наличии заключения врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии;
- сотрудники правоохранительных органов, работники органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, сотрудники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и военнослужащие, поступающие в УВО в соответствии с подчиненностью, если получение второй и последующей специальности вызвано служебной необходимостью, подтвержденной документально;
- лица, поступающие для получения высшего образования по специальностям «Композиция», «Режиссура театра (по направлениям)», «Режиссура кино и телевидения (по направлениям)», направлениям специальностей «Дирижирование (оперно-симфоническое)», «Пение (академическое)», «Искусствоведение(кинотеледраматургия)»;
- работники учреждений специального образования при поступлении на специальности «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Олигофренопедагогика».
Вправе участвовать в конкурсе на получение высшего образования в государственных и частных УВО:
- граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранных государств;
- граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь не более двух лет, непосредственно предшествующих дате подачи ими документов для получения высшего образования в УВО;
- иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь;
- граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан.
При этом для указанной категории абитуриентов Правилами определены дополнительные условия приема.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут поступать в УВО для получения высшего образования:
- за счет средств бюджета или на платной основе – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;на платной основе – по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в УВО;
- на платной основе – по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения ими языком, на котором осуществляется образовательный процесс, в объеме, достаточном для освоения содержания образовательной программы высшего образования, проведения которого устанавливается Министерством образования, а также дополнительного собеседования или проверки на уровень физической подготовленности, порядок проведения которых устанавливается УВО.
Необходимо отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, поступающие в государственные УВО, финансируемые за счет средств бюджета, для получения высшего образования за счет грантов на обучение принимаются по результатам отбора, проводимого в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
Правилами также определены особенности участия в конкурсе на получение высшего образования абитуриентов:
- в очной (вечерней), заочной и дистанционной формах получения образования за счет средств бюджета;
- по специальностям для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
- по ряду специальностей сельскохозяйственного профиля, группы специальностей «Физическая культура и спорт» и иным;
- для получения второго и последующего образования.
Правилами определены:
- перечень документов, представляемых абитуриентами в приемные комиссии;
- порядок проведения вступительных испытаний и зачисления абитуриентов;
- лица, имеющие право на льготы при зачислении в УВО.
В частности, документом предусматривается:
- совершенствование отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов для получения востребованных экономикой страны специальностей;
- зачисление:
o без вступительных испытаний победителей международных и республиканских олимпиад, победителей университетских олимпиад при поступлении в эти вузы, выпускников Национального детского технопарка по рекомендации наблюдательного совета, выпускников лицеев при университетах при поступлении в данные университеты, а также лиц, сдавших единый государственный экзамен в Российской Федерации (при поступлении на платную форму обучения);
- вне конкурса детей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные факультеты;
- введение особых условий поступления на специальности для Вооруженных Сил, транспортных войск и органов пограничной службы. На указанные специальности абитуриенты будут сдавать только два предмета (язык и один профильный предмет в форме ЦЭ или ЦТ);
- прием на целевую подготовку по итогам внутреннего испытания в вузе в устной или практической форме (в зависимости от специальности);
- представление абитуриентом характеристики из школы (колледжа) при подаче документов для поступления.
// https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/january/72688/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
2022 год
Об изменении Кодекса Республики Беларусь о земле
Закон №195 - З
22 июля 2022 г. на Pravo.by официально опубликован Закон Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов», которым, в частности, в новой редакции излагается Кодекс Республики Беларусь о земле.
В частности, документом определено, что Главой государства определяется Единая государственная политика в области использования и охраны земель, а также принимаются решения по изъятию земельных участков сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения и лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель.
При этом Правительству переданы полномочия по установлению:
- порядка:
o изъятия и предоставления земельных участков;
o изменения целевого назначения земельных участков;
o перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;
- случаев освобождения от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.
Областные исполнительные комитеты будут вправе определять населенные пункты и иные территории, на которых земельные участки для определенных целей предоставляются без проведения аукционов (за исключением г. Минска и областных центров). Информация о таких земельных участках будет размещаться в информационной системе Госкомимущества.
За местными органами власти закреплено право принимать решения в отношении земельных участков, выкупленных в частную собственность или приобретенных в аренду:
- о разрешении совершать сделки по переходу права собственности или права аренды на земельные участки, в том числе с объектами незавершенного строительства;
- об изменении целевого назначения земельных участков;
- о разделе и слиянии (в том числе с одновременным изменением целевого назначения) земельных участков;
- об изменении границ земельных участков с изменением их площадей, независимо от целевого назначения и вида права на них.
Установлены максимальные размеры земельных участков, которые могут принадлежать гражданам:
- для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме в сельских населенных пунктах – до 1 гектара, а в хуторах – не ограничены и будут определяться исходя из местных условий и пожеланий граждан;
- ведения личного подсобного хозяйства – до 4 гектаров без учета площадей земельных участков, предоставленных гражданину для иных целей.
При этом, важным положением является то, что регистрация гражданина по месту жительства не требуется.
Правовым актом также определено, что для развития бизнеса предоставление дополнительного земельного участка без проведения аукциона возможно в связи с развитием производства товаров.
// https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/july/70866/ –
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
О правах инвалидов и их социальной интеграции
Закон №183 - З
30 июня Главой государства подписан Закон № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Правовой акт представляет собой комплексный документ, в который интегрированы нормы законов «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», положения Конституции Республики Беларусь и Конвенции о правах инвалидов (ратифицирована в 2016 году).
«Основополагающим является закрепление для инвалидов всей полноты гражданских, политических, экономических и других прав и свобод, установление запрета дискриминации по признаку инвалидности. Кроме того, определяется, какие исключения и ограничения не следует рассматривать как дискриминацию», – обратили внимание в Минтруда и соцзащиты.
Законом в том числе предусмотрено:
- определение основных направлений просветительно-воспитательной работы (в их числе – воспитание у обучающихся уважения к правам инвалидов, признание способностей инвалидов и их вклада в общественно полезную деятельность, реализация мероприятий, направленных на социальную интеграцию инвалидов, побуждение СМИ к представлению инвалидов таким образом, который способствует их социальной интеграции, и др.);
- признание жестового языка полноценной лингвистической языковой системой познания, развития, образования, обеспечения доступа к информации (закреплено понятие «белорусский жестовый язык»);
- дополнение видов социальной реабилитации, абилитации
- (социально-бытовая; социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов; психологическая помощь);
- закрепление понятия принципа инклюзии в образовании – обеспечение равного доступа к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- установление квот для приема на работу инвалидов (порядок установления квот и их выполнения будет определяться в соответствии с законодательством о занятости населения. Данные нормы вступят в силу с 1 января 2025 г.);
- закрепление обязательства по выделению на всех автомобильных парковках мест для стоянки транспортных средств инвалидов, а также бесплатного пользования инвалидами автомобильными парковками;
- установление нового требования к организациям, предоставляющим услуги населению, – оказание ситуационной помощи инвалидам при предоставлении им услуг.
Кроме того, будет создан новый информационный ресурс – АИС по учету доступности объектов социальной инфраструктуры. Информация об их доступности будет размещаться на публичной кадастровой карте в сети Интернет.
Закон вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования за исключением отдельных положений.
// https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/july/70679/ –
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
О совершенствовании организации дорожного движения
Указ №145
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 апреля подписал Указ № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Документом вносятся изменения в Указ № 551 от 28 ноября 2005 года, которым были утверждены Правила дорожного движения.
Указ принят в целях повышения культуры участников дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и стимулирования использования электротранспорта. Практическая реализация мер, предусмотренных Указом, позволит повысить безопасность на дорогах страны и сделать более комфортным участие граждан в дорожном движении.
Одно из новшеств касается электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих устройств. Для них введено обобщенное понятие «средство персональной мобильности» и определен порядок использования. Передвигаться на таких устройствах необходимо будет по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Устанавливается возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности – с 14 лет. Но оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.
Согласно Указу оптимизируются скоростные лимиты в отношении транспортных средств. Так, закрепляется возможность передвижения вне населенных пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей мотоциклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей массой не более 3,5 т со скоростью не более 120 км/ч, а для автобусов – не выше 100 км/ч.
Одновременно вводится новый дорожный знак «Зона с ограничением максимальной скорости движения». При его наличии скорость движения транспортных средств по определенным территориям, например в зоне плотной жилой застройки, ограничивается 30 км/ч. Подобные зоны широко применяются в мировой практике. Их использование позволяет обеспечить безопасность дорожного движения без установки дополнительных знаков, ограничивающих скоростной режим, и искусственных неровностей.
В целях повышения безопасности дорожного движения уточняется порядок предоставления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составило не менее двух полос движения (при их наличии).
Кроме того, запрещается перевозить пассажиров, заведомо находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде. При этом данные лица по требованию сотрудников ГАИ будут обязаны пройти освидетельствование.
Также устанавливается обязанность водителей в период с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября при нахождении на дорогах в светлое время суток включать ближний свет фар. Таким образом в Правилах дорожного движения закрепляются ежегодно проводимые ГАИ акции, приуроченные к началу и окончанию учебного года.
Совершенствуется порядок участия велосипедистов в дорожном движении.
Закрепляется обязанность их передвижения вне населенных пунктов в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами. Исключение будут составлять случаи движения по велосипедной дорожке.
Пересекать проезжую часть велосипедист будет обязан по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедист будет вправе не спешиваться.
Ряд мер направлен на стимулирование использования электротранспорта. Среди них – возможность проезда электромобилей по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта, обеспечение доступности электрозарядной инфраструктуры и другие.
Предусмотренные изменения вступают в действие через шесть месяцев после официального опубликования Указа.
// https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2022/april/69657/ –
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Об определении перечня выплат социального характера
Постановление №93/3
22 февраля Советом Министров и Правлением Национального банка принято совместное постановление № 93/3 «Об определении перечня выплат социального характера».
Документом установлен перечень выплат социального характера, для получения которых физлица, имеющие в соответствии с законодательством право на их получение и изъявившие желание либо обязанные в соответствии с актами законодательства получать такие выплаты через банки, открывают базовые счета.
В перечне содержится 30 наименований выплат, в числе которых:
- пенсии;
- пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- пособие по безработице;
- стипендии гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов;
- денежная компенсация расходов граждан на оплату проезда к месту обучения и обратно или к месту прохождения производственной практики и обратно;
- материальная помощь безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и освоения содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
- государственная адресная социальная помощь, выплачиваемая в безналичной форме физическим лицам;
- государственные пособия семьям, воспитывающим детей, выплачиваемые органами по труду, занятости и социальной защите;
- единовременная выплата семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости, выплачиваемая органами по труду, занятости и социальной защите;
- единовременная денежная выплата многодетной матери, награждаемой орденом Матери;
- единовременная материальная помощь к учебному году, выплачиваемая из средств местного бюджета.
Правовой акт принят в соответствии с Указом Главы государства от 23 сентября 2021 г. № 363 «О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания».
СПРАВКА PRAVO.BY
Указом от 23 сентября 2021 г. № 363 физлицам предоставляется право на открытие текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях, с владельцев которых не взимается вознаграждение (плата) за осуществление на территории Беларуси и в национальном сегменте сети Интернет операций, включаемых в базовые условия обслуживания.
Правовой акт направлен на установление минимального социального стандарта бесплатного платежного обслуживания физических лиц и развитие конкуренции при оказании банковских услуг.
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/february/68865/ –
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании
Закон №154 - З
14 января 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
Законом № 154-З в новой редакции излагается Кодекс Республики Беларусь об образовании (Кодекс об образовании).
В частности, новой редакцией:
- устанавливается обязательное в республике получение общего среднего образования;
- вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающие равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- предусматривается возможность получения образования в дистанционной форме, которое определяется как обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий (реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников);
- пересмотрены компетенции госорганов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Правительства передана на уровень республиканских органов государственного управления. За местными исполнительными и распорядительными органами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной) деятельности – контроль за обеспечением качества образования.
Изменениями предусмотрено, в частности, усиление воспитательной составляющей образования. К целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесено формирование патриотизма, гражданственности. Так, воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа.
Предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий.
Существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет. В него дополнительно включены учреждения дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительные учреждения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Уточняются нормы о правовом статусе педагогического работника:
- расширяется перечень лиц, которые относятся к педагогическим работникам (за счет включения в него лиц, оказывающих коррекционно-педагогическую помощь);
- перечень оснований для осуществления педагогической деятельности дополняется контрактом о прохождении военной службы (службы);
- уточняется перечень должностей педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, а также отдельные должности педагогических работников, замещаемые по конкурсу.
Также для поступающих на работу на должности педагогических работников вводится обязанность предъявлять выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях вне зависимости от погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Для дополнительной поддержки педагогических работников включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами.
Новым Законом уточняется порядок отчисления обучающихся. В частности, к основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека. Что касается восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования, то оно будет осуществляться не с 1 сентября, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены. При этом особенности приема (зачисления лиц), отчисления и перевода обучающихся по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций регулируются с учетом законодательства о прохождении соответствующей службы.
Вводится процедура, устанавливающая дополнительные гарантии трудоустройства выпускников, относящихся к категориям лиц с особенностями психофизического развития, детей-сирот, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, которым не может быть предоставлено место работы в ходе распределения, заключающаяся в определении места работы таких выпускников и осуществляемая государственными учреждениями образования на рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами.
Кодексом об образовании также устанавливается новый вид дополнительного образования – дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Оно направлено на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Учреждением дополнительного образования одаренных детей и молодежи является детский технопарк.
Кодексом закреплено осуществление организации образовательного процесса в учреждениях образования на двух государственных языках.
Игорь Марзалюк,
председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке и культуре
https://pravo.by/novosti/analitika/2022/january/68438/ –
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
2021 год
Защита персональных данных Закон № 99-З
В Беларуси принят Закон от 7 мая 2021 г. № 99-З, направленный на обеспечение защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных.
Закон регулирует отношения, связанные с защитой персональных данных при их обработке, осуществляемой:
- с использованием средств автоматизации;
- без использования средств автоматизации, если при этом обеспечиваются поиск персональных данных и (или) доступ к ним по определенным критериям (картотеки, списки, базы данных, журналы и другое).
«Обработка персональных данных должна быть соразмерна заявленным целям их обработки и обеспечивать на всех этапах такой обработки справедливое соотношение интересов всех заинтересованных лиц», – говорится в Законе.
Документом предусматривается, в частности:
- определение общего понятия и категорий персональных данных, принципов и условий работы с ними (определены такие понятия, как биометрические, генетические, специальные персональные данные);
- определение порядка трансграничной передачи персональных данных. В частности, она запрещается, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных;
- закрепление прав субъектов персональных данных и обязанностей государственных органов, юридических и физических лиц в сфере работы с персональными данными;
- установление дополнительных гарантий от произвольного и бесконтрольного сбора, хранения, использования, распространения, предоставления и иной обработки персональных данных физических лиц;
- ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.
Законом также определен порядок создания уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, полномочия которого, в частности, будут включать:
- осуществление контроля за обработкой персональных данных операторами (уполномоченными лицами) в соответствии с законодательными актами;
- рассмотрение жалоб субъектов персональных данных по вопросам обработки персональных данных;
- выдачу разрешения на трансграничную передачу персональных данных, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных;
- разъяснение вопросов применения законодательства о персональных данных.
Создание названного органа поручено Совету Министров Республики Беларусь совместно с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь в трехмесячный срок после официального опубликования соответствующего Закона.
Действие документа не распространяется на отношения, касающиеся случаев обработки персональных данных:
- физическими лицами в процессе исключительно личного, семейного, домашнего и иного подобного их использования, не связанного с профессиональной или предпринимательской деятельностью;
- отнесенных в установленном порядке к государственным секретам.
Основные положения Закона вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/may/63356/
Упрощение порядка продажи жилых домов в сельской местности Указ № 116
24 марта 2021 г. Глава государства подписал Указ № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами». Документом предусмотрено создание благоприятных условий для отчуждения и эффективного использования этих видов недвижимого имущества.
Указ направлен на вовлечение в оборот неиспользуемых жилых домов и земельных участков, а также на упрощение порядка приобретения гражданами жилых домов в сельской местности.
Что изменится в организации работы местных исполкомов по выявлению и признанию жилых домов пустующими?
В целях автоматизации работы исполкомов, повышения информированности граждан, обеспечения защиты их прав и законных интересов Указом предусматривается формирование с 1 января 2023 г. на базе государственной информационной системы «Единый реестр имущества» государственного информационного ресурса «Единый реестр пустующих домов», доступ к которому будет обеспечен всем желающим посредством глобальной компьютерной сети Интернет на безвозмездной основе.
Изменится ли процедура продажи пустующих домов на аукционе и без его проведения?
Указом № 116 предусматривается возможность проведения повторных аукционов с последовательным снижением начальной цены предмета аукциона не более чем на 50 процентов включительно, затем не более чем на 80 процентов включительно, затем вплоть до 1 базовой величины. Будет также возможность понижения цены продажи пустующих домов в случае его прямой продажи также до 1 базовой величины.
Областным исполкомам этим документом предоставляется право определить перечень населенных пунктов (кроме г. Минска и областных центров), на территории которых, исходя из интересов государства, экономической эффективности и местных особенностей, продажа пустующих домов может осуществляться сразу за 1 базовую величину без поэтапного снижения цены их продажи.
При продаже пустующего жилого дома на аукционе либо без его проведения покупателю по его письменному заявлению может предоставляться рассрочка оплаты такого дома на срок до трех лет со дня подписания договора купли-продажи равными долями без индексации платежей.
Будет ли теперь упрощена процедура сноса пустующих домов?
Указом №116 предусматривается, что в случае предоставления земельного участка с условием сноса либо финансирования сноса пустующего дома такой дом и (или) хозяйственные постройки, являющиеся его принадлежностями, могут быть восстановлены (реконструированы) землепользователем в целях использования их по назначению, но не позднее года со дня оформления правоудостоверяющих документов на земельный участок.
При этом если по истечении года со дня оформления правоудостоверяющих документов на земельный участок такие пустующий дом и (или) хозяйственные постройки, являющиеся его принадлежностями, не снесены либо не восстановлены (реконструированы) землепользователем в целях использования их по назначению, местный исполнительный и распорядительный орган:
- осуществляет за счет средств местного бюджета снос такого дома и (или) хозяйственных построек, являющихся его принадлежностями, и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние;
- обращается в суд за взысканием с землепользователя понесенных затрат на осуществление указанных действий.
Кроме того, устанавливается возможность сноса в рамках проводимой работы согласно Указу № 116 пустующих домов, высотой не более 2 этажей, специализированными коммунальными унитарными предприятиями, определенными решением местного исполнительного комитета, без разработки проектной документации на снос такого строения.
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/mart/61378/
2020 год
Стимулирование использования электромобилей
Указом Президента Республики Беларусь «О стимулировании использования электромобилей» предусматриваются меры, направленные на стимулирование спроса на электромобили в нашей стране, а также создание соответствующей зарядной и сервисной инфраструктуры.
Согласно документу владельцам электромобилей не придется уплачивать пошлину за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Также Освобождены от уплаты НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования физические лица: у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин.
Владельцы электротранспорта освобождаются до 1 января 2026 г. от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках, сообщает официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь.
Нововведения коснулись и производителей электромобилей и электрозарядных станций, эксплуатирующих их организаций: они получили право применять повышенный инвестиционный вычет в порядке, установленном Налоговым кодексом. Освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси.
Производственному объединению «Белоруснефть» без проведения аукциона будут предоставлены в аренду земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов. На баланс юридического лица, на учете которого находятся эти объекты, могут безвозмездно передаваться затраты на строительство зарядных станций и включаться заказчиком (застройщиком) в состав внереализационных расходов. При получении согласия землепользователя земельные участки для установки зарядных станций будут предоставляться без их изъятия из земель общего пользования.
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/mart/47390/
Критерии качества жилищно-коммунальных услуг
Критерии качества жилищно-коммунальных услуг утверждены в Беларуси. Критерии качества жилищно-коммунальных услуг определены в Беларуси. Соответствующее постановление Совета Министров от 16 ноября 2020 года №654 официально опубликовано 19.11.2020 года на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Для технического и санитарного обслуживания критерием качества является бесперебойное функционирование инженерных систем, исправность конструктивных элементов зданий, своевременное устранение неисправностей, а также отсутствие претензий от потребителей. Что касается капитального ремонта, то критериями его качества названы соблюдение этапов планирования и организации капремонта, сроков и графиков работ, отсутствие претензий потребителей.
Для технического обслуживания лифтов критериями являются бесперебойная и безопасная работа, освобождение пассажиров из кабины лифта в течение 15 минут с момента поступления вызова при возникновении аварийной ситуации.
Твердые коммунальные отходы, согласно утвержденным критериям, должны вывозиться в соответствии с периодичностью, установленной схемой. Вторичные материальные ресурсы должны перерабатываться по существующим технологиям.
Критерий качественного обслуживания запорно-переговорных устройств и систем видеонаблюдения - их бесперебойная работа, а для видеонаблюдения - еще и возможность хранения данных в системе не менее 72 часов.
Для водоснабжения определены нормы обеспечения водой не менее 140 л в сутки на человека, в том числе 70 л в сутки горячей воды. Температура горячей воды должна быть не менее плюс 50 градусов, но не более плюс 75. Кроме того, качество питьевой воды должно соответствовать санитарным правилам и нормам.
Что касается водоотведения, то критерий его качества - круглосуточный и постоянный прием сточных вод в централизованную систему канализации. Перерывы могут быть не более 24 часов при ликвидации аварий.
Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не менее плюс 18 градусов, но не более плюс 24. Для газоснабжения критерием определена бесперебойная подача газа, а для электроснабжения - бесперебойная подача напряжения 230/400В в пределах нормы отклонения плюс/минус 10% от напряжения 230/400 В.
Система жилищных строительных сбережений
С 1 января 2021 г. вводится в действие Положение о государственной системе жилищных строительных сбережений. Данное решение закреплено Указом Президента Республики Беларусь от 26 октября 2020 г. № 382, который принят в целях совершенствования государственной жилищной политики.
Государственная система жилищных строительных сбережений (далее – ЖСС) – система финансирования строительства или приобретения жилых помещений, земельных участков, основанная на привлечении денежных средств участников государственной системы ЖСС в банковские вклады, депозиты с выплатой премии государства и последующим предоставлением таким участникам жилищных кредитов.
Кто может стать участником системы ЖСС?
- Граждане Республики Беларусь;
- Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь
Что необходимо для участия?
Необходимо заключить с банком договор о ЖСС.
Указом № 382 предоставлено право всем банкам страны участвовать в системе ЖСС.
ВАЖНО! Согласно Указу № 382 для осуществления деятельности, связанной с государственной системой ЖСС, банк принимает локальный правовой акт, который определяет:
- порядок и условия заключения договоров о ЖСС,
- порядок и условия накопления и изменения условий ЖСС;
- долю минимально необходимой суммы ЖСС от договорной суммы;
- методы и критерии оценки кредитоспособности
- порядок возврата (погашения), в том числе досрочного, жилищного кредита;
- а также иные условия накопления ЖСС и предоставления кредитов.
Какие преимущества получают участники системы ЖСС?
1. Выплачивается премия государства в виде дополнительных процентов по банковскому вкладу.
Премия государства начисляется в виде дополнительных процентов по банковскому вкладу (депозиту) и составляет 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка годовых
Начисление премии государства производится ежемесячно на сумму внесенных участником государственной системы ЖСС в банковский вклад (депозит) собственных денежных средств в течение срока накопления, но не более пяти лет с даты заключения договора о ЖСС и не позднее последнего дня действия договора о ЖСС, при досрочном расторжении договора о ЖСС – не позднее даты расторжения договора.
2. Предоставляются налоговые льготы.
Премия государства, доходы в виде процентов, полученных участниками государственной системы ЖСС по банковским вкладам (депозитам) в такой системе, освобождаются от подоходного налога с физических лиц.
3. Можно осуществлять передачу ЖСС по наследству.
ЖСС входят в состав наследства. В случае наследования ЖСС одним лицом при его согласии к нему переходят права и обязанности участника государственной системы ЖСС. При отказе либо наличии нескольких заинтересованных наследников договор о ЖСС прекращается досрочно, а ЖСС наследуются на общих основаниях.
4. Предоставляется право на получение жилищного кредита в порядке очередности на льготных условиях. При наличии возможности банк может осуществлять предоставление предварительных и промежуточных кредитов.
Указом № 382 установлено, что проценты за пользование жилищным кредитом не могут превышать проценты по вкладу ЖСС более чем на 3 процентных пункта.
Примечание: Данное право предоставляется после накопления минимально необходимой суммы ЖСС. Минимально необходимая сумма накоплений для получения кредита в системе ЖСС определена Указом № 382 в размере не менее 30% от договорной суммы.
Согласно документу, для защиты интересов граждан банки, участвующие в системе ЖСС, должны согласовывать с Министерством архитектуры и строительства локальные правовые акты по осуществлению деятельности, связанной с государственной системой ЖСС.
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
Новое в социальной поддержке граждан : исчисление стажа, соцпенсий, пособие для многодетных и бесплатное ЭКО
Главой государства подписан Указ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», которым, в частности, предусмотрены изменения в исчислении трудового стажа для инвалидов и многодетных матерей с четырьмя детьми, страхового стажа для некоторых категорий граждан и др.
Основные нововведения с 1 января 2021 г.:
- женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас – 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас – 17 лет 6 месяцев);
- инвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности);
- супружеским парам, в которых возраст женщины не превышает 40 лет, при наличии медицинских показаний будет бесплатно предоставляться одна попытка экстракорпорального оплодотворения;
- предусмотрено снижение на 5 лет требований к продолжительности трудового стажа инвалидам с детства для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет);
- размер социальной пенсии родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту (до Br243,39 при нынешнем размере Br123,39).
Что касается работников с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого), то взамен социальной пенсии им будут назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже (при этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам – 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии).
С 1 сентября 2020 г. будут увеличены:
- период предоставления многодетным семьям государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия до 12 месяцев (сейчас – до 6 месяцев);
- критерий нуждаемости с 100 % до 115 % БПМ в среднем на душу населения для назначения вышеуказанного пособия (до Br283,80 при нынешнем размере Br246,78).
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/may/50534/
Определены специальности, на которые можно поступить без экзаменов
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июня 2020 г. № 163 установлены перечни наиболее востребованных экономикой специальностей, зачисление на которые проходит без экзаменов.
В частности, сюда относится перечень наиболее востребованных экономикой специальностей, при поступлении на которые в учреждения среднего специального образования Республики Беларусь и иные учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования, без вступительных испытаний зачисляются лица, имеющие рекомендации воинских частей и прошедшие срочную военную службу (службу в резерве) в год приема или в году, предшествующем году приема. При этом в документе об образовании должна быть отметка не ниже 6 баллов по предметам вступительных испытаний.
В соответствии с перечнем вышеуказанные лица зачисляются без вступительных экзаменов по 25 специальностям. В их числе «технология машиностроения», «оборудование и технология сварочного производства», «горные машины и оборудование», «мелиорация и водное хозяйство», «пчеловодство» и другие.
Документом также установлен перечень наиболее востребованных экономикой специальностей, при поступлении на которые зачисляются в учреждения высшего образования Республики Беларусь без вступительных испытаний следующие лица:
- победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, для которых данный предмет определен вторым предметом профильного испытания;
- победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема;
- лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой или серебряной медалью или имеющие диплом о профессионально-техническом образовании с получением общего среднего образования с отличием, диплом о среднем специальном образовании с отличием.
В том числе вне конкурса на места, оставшиеся после зачисления абитуриентов, для получения высшего образования в заочной форме получения образования смогут поступать лица, прошедшие срочную военную службу (службу в резерве) в год приема или в году, предшествующем году приема, имеющие рекомендации воинских частей, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 баллов по предметам вступительных испытаний.
В данный перечень включены 28 экономических специальностей. Среди них «технический труд и предпринимательство», «оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов», «машины и технология литейного производства», «металлургическое производство и материалообработка», «агрономия», «зоотехния», «ветеринарная медицина», «лесное хозяйство», иные.
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/july/52713/
Правительство установило правила поведения в самоизоляции
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2020 г. № 208 на территории страны вводится ограничительное мероприятие – самоизоляция.
Под самоизоляцией понимается система мероприятий, обеспечивающих изоляцию (в домашних или иных условиях) лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных стран, либо лиц, которые имели или могли иметь контакты с лицами, имеющими инфекционные заболевания, и (или) лицами – носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, и (или) лицами, находящимися в стадии выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний.
Самоизоляции подлежат граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые:
1. имеют инфекцию COVID-19;
2. относятся к контактам: первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, – в течение 14 календарных дней с даты последнего контакта (факт наличия у гражданина контакта и его уровень должны быть подтверждены должностными лицами органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, государственных органов, осуществляющих управление деятельностью в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения); второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов – на период наличия указанных симптомов;
3. лица, прибывшие в Республику Беларусь из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, – в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Республику Беларусь.
По решению организации здравоохранения, осуществляющей медицинское наблюдение за гражданином, сроки пребывания в самоизоляции могут быть продлены.
Первым двум вышеуказанным категориям граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование, выдается листок нетрудоспособности на период пребывания в самоизоляции.
Гражданину, подлежащему самоизоляции, вручается требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции.
Если гражданин нарушил требования о самоизоляции, то пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 процентов от пособия, исчисленного в соответствии с законодательством.
Находясь в самоизоляции, граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), в том числе не посещать места работы (учебы), объекты торговли и общественного питания, спортивные, выставочные и концертные залы, кинотеатры, вокзалы и другие места массового пребывания людей (исключение – посещение ближайших продовольственного магазина или аптеки для приобретения необходимых товаров; вынос бытовых отходов в ближайшее место сбора отходов. В таких случаях при выходе необходимо использовать маску и не допускать контактов с другими лицами).
Также граждане обязаны: уведомить нанимателя о причине отсутствия на работе; исключать пользование услугами, предполагающими контакты с другими лицами (исключение – случаи, когда такие услуги требуются для обеспечения безопасности жизнедеятельности).
Если состояние здоровья гражданина ухудшилось – повысилась температура тела до 37 °C и выше, появился кашель, одышка – необходимо обратиться в скорую медицинскую помощь по телефону 103 или отправив SMS-сообщение, сообщив при этом о нахождении в самоизоляции.
Нарушение установленных требований о самоизоляции влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Постановление вступает в силу с 10 апреля и действует до особого решения Правительства Республики Беларусь.
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
https://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/april/48734/
О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19
О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19 Постановлением Совета Министров от 25 марта 2020 г. № 171 определены меры по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19.
В частности, установлено, что лица, прибывшие в Беларусь из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Беларусь:
- должны находиться в самоизоляции в домашних условиях;
- не подлежат последующему пропуску через Государственную границу Республики Беларусь (до истечении срока самоизоляции).
При этом данные действия не распространяется на:
- сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь и аккредитованных по совместительству с резиденциями в других странах, международных организаций и их представительств, расположенных на территории Республики Беларусь, а также членов их семей;
- глав и членов официальных делегаций;
- водителей транспортных средств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов;
- членов экипажей воздушных судов, судов внутреннего водного транспорта, поездных бригад, локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения;
- иностранцев, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь для возвращения к месту жительства.
Сотрудники органов пограничной службы выдают прибывшим лицам анкету прибывшего по форме, установленной Министерством здравоохранения. После заполнения анкета передается сотрудниками органов пограничной службы должностным лицам Министерства здравоохранения.
Правила поведения прибывших лиц, находящихся в самоизоляции, определяются Министерством здравоохранения.
Порядок взаимодействия органов госуправления и иных организаций по обеспечению соблюдения мер самоизоляции прибывшими лицами определяется Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел и Государственным пограничным комитетом.
Водители, выполняющие транзитные автомобильные перевозки грузов через Беларусь, в том числе с территории Российской Федерации в государства – члены Европейского союза и Украину, между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством, обязаны проезжать только по республиканским автомобильным дорогам, на которых возможна остановка (стоянка) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, согласно утвержденному этим же постановлением перечню дорог и специализированных мест.
Водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Беларуси по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию, за исключением случаев, когда невозможность соблюдения указанного срока обусловлена аварией (поломкой) транспортного средства, а также разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) груза, заменой транспортного средства, если это предусмотрено условиями договора автомобильной перевозки и указано в транспортных документах.
В случае необходимости осуществления названных операций допускается отклонение от республиканской автомобильной дороги, указанной в перечне дорог и специализированных мест. Операции должны быть осуществлены в минимальные сроки.
В период остановки (стоянки) водители, выполняющие транзитные перевозки, не должны покидать территорию пунктов остановки (стоянки) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств согласно перечню дорог и специализированных мест.
Министерству транспорта и коммуникаций поручено:
- обеспечить тиражирование карты республиканских автомобильных дорог и пунктов остановки (стоянки) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, содержащей сведения, указанные в перечне дорог и специализированных мест, на русском и английском языках для передачи государственным органам, осуществляющим таможенный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;
- обеспечить размещение перечня дорог и специализированных мест на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет;
- организовать установку информационных щитов с указанной картой на въездах в Республику Беларусь.
Министерству здравоохранения совместно с облисполкомами организовать контроль за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий в пунктах остановки (стоянки) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств согласно перечню дорог и специализированных мест.
Облисполкомам совместно с Белорусским государственным концерном по нефти и химии поручено принять необходимые меры по обеспечению персонала, осуществляющего свои функции в пунктах остановки (стоянки) для отдыха и питания водителей, заправки транспортных средств, указанных в перечне дорог и специализированных мест, средствами индивидуальной защиты (медицинские маски, перчатки) и контролю выполнения рекомендаций Министерства здравоохранения.
За неисполнение требований настоящего постановления прибывшие лица, а также водители, выполняющие транзитные перевозки, несут ответственность, предусмотренную законодательством.
Министерству иностранных дел необходимо информировать по дипломатическим каналам иностранные государства о принятии настоящего постановления.
Документ вступает в силу после его официального опубликования.
// По материалам официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
Адрес публикации: https://www.government.by/ru/content/9339
Преференции для отслуживших в армии
10 февраля Президент подписал Указ № 48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве».
В соответствии с документом устанавливается, что с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Также для граждан, прошедших срочную военную службу, службу в резерве, предусмотрены дополнительные льготы и преимущества.
- Срок срочной военной службы включен в страховой трудовой стаж.
- Члены семьи граждан, проходящих срочную военную службу, имеют право пользоваться общежитием, предоставленным работодателем, весь период службы.
- Отслужившие в армии граждане, имеющие рекомендации воинских частей на обучение и средний бал не ниже 6, имеют право учиться на подготовительных отделениях и факультетах довузовской подготовки при вузах и ссузах за счет средств республиканского и местного бюджетов.
- Первоочередное право на выбор места работы при распределении получают выпускники вузов и ссузов, имеющие после службы в армии рекомендации воинских частей, а также достигшие высоких результатов в учебе, научно-исследовательской деятельности, общественной работе.
- С 1 января вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, закрепляющие за отслужившими в армии гражданами, обучающимися в вузах и ссузах, первоочередное право на место в общежитии.
- С 28 января 2020 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс. Речь идет о сохранении за гражданами права вернуться после службы в армии на прежнее место работы вне зависимости от формы собственности нанимателя.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/february/45939/
2019 год
Порядок признания детей находящимися в социально опасном положении
Утвержден порядок признания детей находящимися в социально опасном положении Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении.
Положением регулируются:
- деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
- порядок выявления детей, находящихся в СОП;
- порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
- порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
- порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Постановлением также установлены критерии и показатели СОП. К основным критериям отнесены:
- неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
- необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
- ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.
Документ вступает в силу с 1 февраля 2019 г. Решения о признании детей находящимися в СОП, принятые до вступления в силу данного постановления, подлежат пересмотру в течение шести месяцев после вступления его в силу.
// По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
Услуги публичного центра правовой информации
Бесплатные:
- предоставление доступа к эталонной правовой информации;
- предоставление полной информации о составе фондов и информационных ресурсах ПЦПИ;
- консультационная помощь в поиске источников правовой информации;
- выдача документов из фонда ПЦПИ для временного пользования;
Платные:
- Аналитический поиск информации в Интернет библиотекарем по теме, определенной заказчиком.
- Выдача документов из фондов читального зала на дом со времени закрытия до открытия.
- Выдача документов (дублет) из фондов читального зала на сутки.
- Выдача документов из фондов читального зала на выходные и праздничные дни.
- Выполнение тематических и фактографических справок, формирование тематических подборок документов по запросам читателей.
- Выдача периодических изданий из фондов библиотек на дом со времени закрытия до открытия.
- Выдача периодических изданий из фондов библиотек на дом на сутки.
- Составление и редактирование библиографических списков к рефератам, курсовым и дипломным работам .
- Ксерокопирование документов из фондов библиотеки (форма А 4).
- Распечатка документов на принтере.
- Копирование текста на электронный носитель.
- Цветная ксерокопия (формат А4).
- Распечатка на цветном принтере (формат А 4).
- Поиск информации в Internet, базах данных.
Перечень ПЦПИ ГУ «Дзержинская районная централизованная библиотечная система»
Дзержинская центральная районная библиотека
Адрес: 222720 г. Дзержинск, ул. Ленинградская,6; тел.: 8(01716) 4-67-82
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Гричинская сельская библиотека-клуб
Адрес: 222724 аг. Гричино, ул. Новая, 3; тел.: 8 (01716) 7-29-90
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Петковичская интегрированная сельская библиотека агрогородка
Адрес: 222728 аг. Петковичи, ул. Школьная, 2; тел.: 8 (01716) 9-18-35
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фанипольская городская библиотека
Адрес: 222750 г. Фаниполь, ул. Чапского, 24; тел.: 8 (01716) 4-85-13
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Энергетиковская сельская библиотека
Адрес: п. Энергетиков, ул. Кошевого, 4; тел.: 8 (01716) 4-81-85
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.